2.11.9. Вежливость и учтивость

0
34
учебное

Один тележурналист как-то спросил Шрилу Прабхупаду, как можно узнать истинного последователя сознания Кришны. Шрила Прабхупада ответил: «Он – совершенный джентльмен. Это все». В «Бхагавад-гите» 13.8-12 Шрила Прабхупада переводит слово аманитвам как «необходимо самому быть безупречным джентльменом и научиться выказывать должное почтение другим».

Обычно слово «джентльмен» относится к богатому и знатному человеку, мы же используем его, говоря о высоком стандарте поведения почтительного и деликатного преданного. Вежливость и смирение преданного ценят даже непреданные. Преданный не может быть безразличным, грубым или непочтительным к другим людям.

Проповедь Господа Чайтаньи Махапрабху – пример хладнокровия и вежливости даже в жарких спорах. Однажды Он даже семь дней молча слушал пронизанную имперсонализмом лекцию Сарвабхаумы Бхаттачарьи по «Веданта-сутрам». И только когда Бхаттачарья спросил о причине

Его молчания, Он открыл ему истинный смысл сутр. А в юности, когда Господь Чайтанья разгромил в споре пандита из Кашмира и Его ученики стали насмехаться над поверженным пандитом, Он велел им замолчать и проявил почтение к разгромленному оппоненту.

Писания советуют: сатйам бруйат прийам бруйат. «В этом материальном мире следует говорить только приятную правду. Неприятной правды следует тщательно избегать».

Шрила Прабхупада подробно обсуждал этот момент в переписке с Сумати Морарджи. Сумати

Морарджи была последовательницей Валлабхачарьи и потому, прочтя в журнале «Назад к Богу», что Господь Чайтанья критиковал Валлабхачарью и даже однажды сравнил его с неверной женой, сочла себя оскорбленной. Шрила Прабхупада перед ней извинился.

«Безусловно, весьма неприятно, – написал он, – что издатели журнала не знают такого правила, как сатйам бруйат прийам бруйат».

Будьте вежливыми, и к вам придет уверенность, что каждый человек сохранит о вас хорошее впечатление. Но эта вежливость – не что-то искусственное. Вежливость должна исходить из сердца, это не притворная улыбка продавца, который всеми силами пытается сбыть свой товар. Доброта и вежливость исходят не из внешних побуждений. Вести себя уважительно значит уважать каждое живое существо.

В каждом живом существе мы видим частицу Кришны, понимая, что это наш вечный духовный брат или сестра. Если мы проявляем уважение к людям, они в ответ также будут уважать нас и книги, которые мы им предлагаем. И наоборот: если мы не будем уважать собеседника, то не стоит ждать, что он проявит уважение к нам и нашим книгам. Чтобы люди нас слушали, мы должны сами слушать людей – и слушать нужно в два раза больше, чем говорить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите Ваш комментарий
Пожалуйста, введите свое имя