2.2.Уровень ума

0
149

Каждый преданный, связавший свою жизнь с распространением книг Шрилы Прабхупады, знает, насколько важно сохранять равновесие ума и не поддаваться на его многочисленные уловки.

ваикарикад викурванан манас-таттвам аджайата йат-санкалпа-викалпабхйам вартате кама-самбхавах

Ложное эго в гуне благости, в свою очередь, тоже подвергается трансформации, в результате которой возникает ум, а порождаемые им мысли и образы формируют наши желания.

Комментарий:

Основная функция ума – принимать и отвергать, исходя из различных желаний. Мы желаем то, что доставляет удовольствие нашим чувствам, и отвергаем то, что мешает нам наслаждаться. Материальный ум очень неустойчив, но его можно обуздать, заняв деятельностью в сознании Кришны. Но, пока ум находится на материальном уровне, он будет постоянно метаться, и все, что он принимает или отвергает, является асат, временным. Говорится, что тот, чей ум не сосредоточен на сознании Кришны, постоянно колеблется, принимая или отвергая. Пока человек, какими бы глубокими познаниями он ни обладал, не сосредоточит свой ум на сознании Кришны, он будет все время принимать и отвергать и не сможет сосредоточить свой ум на чем-то одном. («Шримад-Бхагаватам», 3.26.27)

Из комментария Шрилы Прабхупады к этому стиху мы видим, что обрести равновесие в уме возможно, только если мы займем его деятельностью в сознании Кришны. В шестой главе «Бхагавад-гиты» сказано, что основная цель йоги – обуздывать ум. Природа ума такова, что ему постоянно нужно быть привязанным к каким-либо объектам. Также нам доподлинно известно, что ум может быть как другом, так и врагом. Например, если он привязан к материальному, то проявляет себя как олицетворенное вожделение.

Мистический процесс йоги призван изменить привязанности ума. Ведь на самом деле уму все равно, к чему привязываться. Именно поэтому его можно привязать к правильным объектам. А если уж ум привяжется к чему-то трансцендентному, то потом он сам нас притянет к этому трансцендентному. Ум нельзя уничтожить, так же как невозможно избавиться от желаний и перестать думать. Но чтобы развить в себе желание действовать ради духовного самосознания, необходимо качественно изменить характер деятельности ума. Ум – центр деятельности чувств, поэтому, если качественно изменить образ мыслей, эмоциональный строй и желания, то изменится и характер деятельности подчиненных ему чувств. Разберем несколько инструментов, которые помогут поддержать ум в здоровом состоянии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите Ваш комментарий
Пожалуйста, введите свое имя