2.6.1.Сравнительный анализ: санкиртана вчера и сегодня

0
19

В истории ИСККОН есть много периодов массового распространения книг. В эти периоды многие преданные отдавали себя целиком миссии санкиртаны, чтобы удовлетворить Шрилу Прабхупаду. Единственное, о чем они говорили в эти моменты –это распространение книг. В то же время другие методы проповеди: бхакти-врикши, харинамы, общественные лекции – не развивались. Поэтому каждый, кто приходил в общество преданных, шел на санкиртану без всякой подготовки.

Вспоминает Е.М. Манидхара прабху:

«Президент храма Хамсадута прабху подошел ко мне и сказал: «Тебе сегодня нужно пойти на санкиртану». Я подумал: «О, санкиртана! Интересно, что же это такое?» В те годы не было бхакта-программ, никто даже представления не имел об этом. Итак, на второй день жизни в храме я вышел на санкиртану. Перед этим мне выдали мое первое дхоти, которое на самом деле было просто оранжевой занавеской. В те годы никто из преданных еще не был в Индии, поэтому дхоти и сари делали то из занавесок, то из простыней. В таком виде, обмотанный занавеской, я оказался в центре города со стопкой журналов «Обратно к Богу». Мой ум начал паниковать: «Что я должен делать? Что я должен делать?» Преданные сказали: «Просто говори: “Мы – монахи, мы приехали из Индии, где много голодных детей. Пожертвуйте!”» Это было своего рода введением в санкиртану. Я воскликнул: «Но я никогда не был в Индии!» А они ответили: «Это же всего лишь мантра, и ты должен просто повторять ее». Я стал повторять ее и в первый же день распространил 150 журналов. Это было как во сне. Моему уму казалось, что я просто умираю на этой улице. Но разум говорил, что если уж и умирать, то лучше так, чем бесполезно сдохнуть в одиночестве. При этом в глубине души каким-то мистическим образом я понимал, что все происходящее важно и имеет глубокое значение. Все преданные были счастливы: «Он распространил 150 журналов! Так он же преданный санкиртаны!» Я помню их радость и счастливую улыбку президента. В тот день я почувствовал огромное счастье, так как впервые в жизни меня так высоко оценили. Так я начал каждый день ходить на санкиртану, хотя это было нелегко, особенно в Германии».

Такой же всплеск распространения книг был и в России во время перестройки. Тогда в обществе очень остро ощущался духовный голод. Люди оживленно разбирали яркие, привлекательные книги издательства BBT. Несмотря на внушительные цены, книги расходились в промышленных масштабах. Сначала в метро со столиков преданные распространяли от 50 до 300 книг за день на человека.

Затем они вышли из метро и отправились распространять в аэропортах. Там люди так же охотно брали книги и приглашали преданных в маленькие города, где таких книг не было. Поэтому преданные решили отправиться на выездную санкиртану. Они начали ее примерно в 1992 году, основным методом тогда была подписка. Родоначальником этого метода был Бхакти Ратнакар Амбариша Свами. Как-то раз он приехал на предприятие, но там не было денег.

Директор предложил ему обойти сотрудников и узнать, кто из них интересуется этими книгами. Так появился метод распространения книг по подписке.

Е.М. Шриман прабху:

«Как-то раз на одном предприятии директор нам отказал. Он сказал, что просто не разрешит никого подписывать. Это был завод цветных металлов. Мы знали точно, что у них есть деньги. Но директор нам отказал. Мы вышли на улицу понурые, но для нас этот отказ ничего не значил – у нас было много таких отказов. И вот мы стоим и решаем, как же нам быть. И вдруг Парамахамса прабху сказал: «Надо купить цветы». Мы покупаем большой букет цветов, идем вдоль этого предприятия и находим большую дыру в заборе. Мы берем этот букет роз, залезаем в эту дыру, и отправляемся в административный корпус предприятия, прямиком к главному бухгалтеру. Стучимся в дверь, нам открывает главный бухгалтер и мы сразу ей вручаем букет цветов. Она смотрит на нас и говорит: «Хорошее начало». Мы начинаем ей рассказывать, что хотели бы провести подписку, рассказываем ей о книгах. А она отвечает: «Да директор тут вообще не играет никакой роли! Идите и подписывайте кого хотите!». Мы идем на предприятие, подписываем людей, возвращаемся к бухгалтеру, подаем списки, и она выдает нам квитанцию на оплату. Таких предприятий было много».

Однако эти методы становились все менее эффективными и преданные начали выходить с книгами на улицы. Революционно настроенные и лишенные систематического образования, преданные тогда наломали немало дров. Со временем стало ясно: цель не всегда оправдывает средства.

Е.С. Бхакти Ратнакар Амбариша Свами:

«Когда мы начинали распространять на улицах, это был 1994-й год. До этого преданные распространяли только со столиков либо по предприятиям и заводам. И не было никакого опыта уличной санкиртаны. Учились все на собственном опыте. Обычно останавливали человека просто книгой – тыкали кто в живот, кто в лицо. В результате люди, только завидев нас с книжками, сразу переходили на другую сторону улицы. Потому что знали: опять сейчас кришнаиты будут тыкать мне этой книгой. Таким образом этот метод оказался не самым лучшим».

Уже в 1996 году Навина Нирада прабху прочитал в Москве семинар, в котором подробно раскрыл проблему обманных методов распространения книг.

«В прошлом мы уже видели: если преданные обманывали людей, то за это приходили очень серьезные реакции. Фактически, можно сказать, что распространение книг в США из-за этих причин остановилось. И в Австралии оно прекратилось по той же причине. Во многих европейских странах также из-за этого были проблемы». (из семинара Е.М. Навины Нирады прабху)

Основной проблемой стало то, что преданные слишком сильно привязывались к результату. Изза этого они шли на многочисленные уловки и хитрости, которые испортили отношение людей к ИСККОН и нашей культуре. У тысяч людей осталось плохое впечатление. А некоторые на долгое время приостановили свой духовный путь из-за неподобающей и даже агрессивной проповеди. Фактически враждебное отношение людей к нам сложилось из-за того, что в Движении не было качественного и систематического образования среди преданных санкиртаны. Однако со временем ситуация начала улучшаться.

По мере взросления Движения сознания Кришны и в России, и за рубежом лидеры все чаще обращали внимание преданных на то, что необходимо развивать отношения с теми людьми, которые брали книги. Появилось понятие «вторая волна»: все больше людей приходило в храмы и на фестивали благодаря добросовестным распространителям книг. Преданные учились презентовать книги, опираясь на их содержание, уделяли больше внимания людям, а не сумме пожертвований и количеству распространенных книг.

Постепенно шумиха вокруг недобросовестной санкиртаны угасает, все чаще мы встречаем понастоящему ищущих людей, которые с радостью приобретают книги. С каждым годом все меньше и меньше преданных сталкиваются с теми, у кого остались неприятные воспоминания об ИСККОН. А уж если такие встречи и происходят, то они только подтверждают, что сейчас преданные стали гораздо более чуткими и зрелыми в отношениях с окружающими людьми. Мы на самом деле стали проповедовать более открыто и без нажима.

Сейчас мы видим, что довольно серьезные усилия Общества направлены на восстановление связей с обществом. Лидеры общин все чаще говорят о том, насколько важно развивать отношения с непреданными. К сожалению, у людей пока мало достоверных сведений о нашем Движении, и это нередко порождает страх. Поэтому так важно сейчас дать людям новое видение и правильное понимание философии сознания Кришны, качественно обучив новое поколение распространителей.

Развитие программы «Санкиртана выходного дня» дает возможность контролировать приток новых распространителей, сразу обучать их основам уличной проповеди и передавать вкус к санкиртане. Сегодня гораздо сложнее встретить на улице «самоучек», которые распространяют книги своими силами, без помощи опытных преданных. Метод проб и ошибок постепенно сдает позиции трезвой оценке своего уровня и образованию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите Ваш комментарий
Пожалуйста, введите свое имя