Интервью Его Святейшества Бхакти Чайтаньи Свами.

11111

В английском языке есть поговорка: «One apple a day keep doctor away», что буквально значит: «Одно яблоко в день держит доктора на расстоянии». Мы перефразировали ее: «100 книг в день держат майю на расстоянии» («100 books a day keep maya away»).

Эта фраза была крылатой в Англии 70-х годов. Я регулярно распространял там книги с 73-го года. В то время движение санкиртаны развивалось очень мощно, каждый день на улицы выходило множество групп преданных. И все хотели распространять по 100 книг в день.

Вы распространяли книги в Лондоне, одном из самых адских городов мира, в настоящих каменных джунглях. Расскажите какие-нибудь самые яркие эпизоды этого периода.

— Я распространял книги по всей Великобритании, часто путешествовал по Ирландии, иногда Уэльсу и Шотландии. А иногда целыми неделями мы распространяли книги в Лондоне.

В Лондоне и в Англии вообще люди более вежливые, чем в Америке, и менее материалистичные, чем в Москве. Поэтому, на мой взгляд, в Лондоне заниматься санкиртаной было несложно. Если вы в сознании Кришны и полны энтузиазма, то вы можете распространить очень много книг. Конечно, нас арестовывала полиция. Иногда нас даже сажали за решетку. Я, как и многие другие, провел в тюрьме несколько ночей.

Такие случаи происходили как в самом Лондоне, так и в других частях Великобритании. Потом нас вызывали в суд, взимали штрафы.

— По какой статье?

— За то, что мы блокировали движение на улице.

— И это правда?

— Да. Но мы просто останавливали людей. Мы не продавали книги, а просто просили пожертвования, поэтому за нелегальные продажи нас не могли арестовать. Тогда был придуман другой предлог. Под этим предлогом меня, Прабхавишну Махараджа и других не раз отправляли в камеру.

Однажды в Лондоне меня арестовали в пятницу. Вдобавок ко всему, они узнали, что я — иностранец. Поэтому я просидел в тюрьме все выходные, до понедельника. Они забрали мои кантхималы, брахманский шнур, четки — боялись, что я наложу на себя руки. Поэтому я повторял мантру на пальцах. Как раз в это время вышла Шестая песнь «Шримад-Бхагаватам», и преданные принесли мне ее прямо в камеру. И за эти выходные я ее прочитал. Это был нектар (смеется).

— Я слышал о легендарной группе проповедников тех времен, которая путешествовала на автобусе. В нее входили Прабхавишну Махарадж, Махавишну Махарадж, Бхакти Викаша Махарадж. Вы тоже с ними путешествовали?

— Да, иногда. Бхакти Враджендрананда Махарадж, Джанананда Махарадж, Прабхавишну Махарадж, Махавишну Махарадж — это была первая странствующая группа санкиртаны. Тогда это были брахмачари, сейчас все они — санньяси. Иногда с ними ездили Партха саратхи Махарадж и я. Бхакти Викаша Махарадж присоединился чуть позже — где-то в 74-75-ом и сразу стал распространять книги. Я помню, как Прабхавишну Махарадж, увидев его впервые, сказал: «Этот парень будет здорово распространять!»

— Сколько времени просуществовал этот автобус?

— Я путешествовал 3-4 года. Иногда мы меняли автобус, но покупали один и тот же вид – «Ford Transit». Всю неделю мы путешествовали, вечером в субботу возвращались, приходили на воскресную программу и в понедельник снова выезжали. Однажды, когда лидером был Прабхавишну Махарадж, мы вернулись в субботу в три утра, отдохнули до четырех и вышли на санкиртану на весь день, в воскресенье отправились на воскресную программу, а рано утром в понедельник снова уехали. Так он вдохновлял нас.

Иногда мы выезжали в Ирландию и могли не возвращаться месяцами. В то время в Северной Ирландии шла гражданская война. Много раз мы видели, как разрываются бомбы. Каждый второй, третий день рядом с нами что-то взрывалось. В один из таких дней нас ударило взрывной волной, одного сбило с ног, одновременно с этим оторвалась и пролетела над его головой дверь от машины, а во всех зданиях вылетели стекла. Все было в осколках. Очень серьезная ситуация.

— Вы — GBC по Южной Африке, не самому благополучному региону. Бхакти Вигьяна Махарадж рассказывал, что люди там живут за колючей проволокой, очень высок уровень преступности. В таких условиях, наверное, очень сложно распространять книги. Как это делают африканские преданные?

— В ЮАР есть разные области. В одних можно распространять успешно, а в других нужно быть очень осторожным: если вас увидят с книгами — подойдут с пистолетом, а если вы возьмете у кого-то деньги на улице, то вас придут ограбить. Однако в Кейптауне, например, все спокойно, как в Европе. В таких местах преданные могут распространять книги так же, как и в любом другом месте.

— Мы обычно называем санкиртанщиками распространителей книг. Можно ли назвать санкиртаной песни Харрисона «My sweat Lord» или Леннона «Мгновенная карма»?

— Джон Леннон не был серьезным преданным. Когда он встретил Йоко Оно, его духовный прогресс пришел к концу. Он стал негодяем. А Джордж Харрисон, действительно, хотел распространить сознание Кришны. Он имел огромное влияние на молодых людей и был невероятно популярен. Он был как Бог для них. Когда они видели Джорджа, они впадали в экстаз. При этом некоторые его песни, действительно, были направлены на то, чтобы дать людям сознание Кришны.

— Сейчас в России наступил период, когда на первый план вышли такие вопросы, как построение общин, грихастха-ашрам, наставничество. А дух санкиртаны отошел на второй план. Некоторые вообще считают, что это прошедший этап. Согласны ли Вы с этим? Насколько санкиртана актуальна для каждого вайшнава?

— Конечно, такие программы тоже должны существовать. Однако распространение книг — это всегда самая важная программа. Важно, чтобы лидеры санкиртаны контактировали с лидерами других проектов и учили их вдохновлять преданных на распространение книг. Прихожане тоже могут распространять много книг. Так как они работают, у них есть много других обязанностей. Поэтому для них можно организовывать специальные программы, чтобы домохозяева выходили распространять книги по выходным. Например, домохозяева, опытные в распространении, могут организовать выход на санкиртану со своими друзьями в своем районе. Очень важно, чтобы лидеры в различных областях вдохновляли своих подопечных выходить на санкиртану.

— Да, в Москве есть и такие программы. Но есть мнение, что много книг уже распространено, однако, когда новые люди приходят, прочитав их, они так же легко уходят. Поэтому многие считают более актуальным укрепление общины.

— Мы должны делать и то, и другое. Мы не должны прекращать распространение книг и вместо этого начинать организацию общества. Потому что если распространение книг упадет, то будет очень трудно вернуться на прежний уровень. Мы должны развивать социальные программы, у каждого преданного должен быть куратор, мы должны контактировать с людьми, уже купившими книги, заботиться о них. Но также мы должны распространять как можно больше книг.

— Локанатх Махарадж говорил, что книги — это личный экстаз Шрилы Прабхупады, поэтому все читающие их могут общаться с Прабхупадой даже ближе, чем сами ученики Прабхупады, которые видели его лично. И в конце письма к Прабхавишну Махараджу Шрила Прабхупада благодарил всех проповедников, которые терпят столько неудобств ради распространения его послания. Расскажите, пожалуйста, каково Ваше видение того, как книги Прабхупады переворачивают сознание всего человечества? Как это происходит?

— Кришна говорит в «Бхагавад-Гите», что любой, кто читает этот диалог, поклоняется Ему в своем разуме. Если мы спросим преданных, как они впервые соприкоснулись с сознанием Кришны, многие скажут, что получили книгу. С одной стороны, эти книги очищают людей, а с другой — они дают им правильное понимание жизни, духовный разум.

— Как вы чувствовали благодарность Прабхупады за распространение книг по отношению к себе или к другим санкиртанщикам?

— Я помню, что когда Бхакти Тиртха Махарадж был в Европе, он распространял книги по библиотекам. И Прабхупада был так счастлив! Я был в Бхактиведанта Мэноре, когда Бхакти Тиртха Махарадж приехал туда. Он пришел увидеть Прабхупаду и предложить ему поклоны. Тогда Прабхупада подозвал его поближе поставил свою стопу ему на голову и сказал: «Твоя жизнь достигла совершенства». В тот вечер была программа в храме, и я проводил гуру-пуджу Шриле Прабхупаде. Неожиданно он посмотрел на меня и широко улыбнулся. Я не был уверен, смотрит ли он на меня или на кого-то рядом. Тогда я оглянулся вокруг и увидел Бхакти Тиртху Махараджа. Он танцевал. Прабхупада очень любил этого распространителя книг.

Материал подготовил бх. Алексей Титов.