Интервью с Его Святейшеством Прабхавишну Свами.

_03p

— Мое первое впечатление о Прабхупаде: он был маленького роста, но от него исходило очень сильное сияние. К тому же, он был очень и очень серьезным. Шрила Прабхупада восседал на огромной вьясасане, очки у него на носу сидели слегка неровно. Он читал из «Бхагавад-гиты», и у меня сложилось впечатление, что он очень серьезный, глубокий ученый. Видя, что все относились к нему с почтением, я тоже проникся этим настроением.

Прабхупада часто говорил: «Если вы хотите понять меня, читайте мои книги». Помню, однажды на даршане в Бомбее он внезапно повернулся ко мне и спросил: «Ты читаешь мои книги?» Я робко ответил: «Да, Шрила Прабхупада». А он сказал: «Если ты не будешь читать моих книг, как же ты сможешь проповедовать?»

— Есть мнение, что распространение книг отходит сейчас на второй план. Был бум в 90-х годах, много книг уже разошлось по стране, сегодня же главное — забота о преданных и укрепление общин. Некоторые вайшнавы считают, что санкиртана — это занятие для брахмачари, и не отождествляют себя никак с этим видом служения. Что вы на это скажете?
— Неправильно думать, что на первом месте может стоять какая-та одна программа. Конечно, разные преданные занимаются различным служением, и каждый должен концентрироваться на своем: пуджари на поклонении Божествам, президент храма — на менеджменте, грихастхи — на своих делах и бизнесе. Хотя большинство семейных преданных заняты зарабатыванием денег, я считаю, что их обязательно нужно вдохновлять распространять книги Шрилы Прабхупады. Они могут делать это очень эффективно. Например, в Индии есть грихастхи, которые очень успешно распространяют книги и делают это лучше, чем многие брахмачари. Преданным санкиртаны — будь они брахмачари или грихастхи — нужно регулярно собираться вместе и вдохновлять друг друга. К тому же, я не думаю, что когда-нибудь наступит такое время, когда санкиртана должна будет отойти на второй план.
— Нужно ли каждому преданному чувствовать лично свою связь с миссией распространения книг? Может, вполне достаточно ограничиться своей духовной практикой, повторением Cвятого имени, участием в киртанах?

— Прабхупада сказал, что служение Кришне в Кали-югу — это служение санкиртане. Смысл санкиртаны не просто в воспевании — санкиртана означает сделать воспевание Cвятых имен доступным для каждого. В этом смысл слова «санкиртана» — совместное воспевание. Каждый преданный может служить этой миссии в зависимости от своих способностей и положения в обществе. Тем или иным образом каждый должен помогать Движению санкиртаны.

Например, пение киртана в храме Кришна-Баларамы — это тоже санкиртана. Много людей приходит туда и слушают киртан. Это привлекает их, и они покупают книги. Когда солдат сражается на передовой, пять или десять человек в тылу все организуют, чтобы поддержать его. Поэтому, если преданные служат санкиртане другими способами и так помогают достижению общей цели, их служение не отличается от распространения книг. Суть в том, что без участия в санкиртане или в проповеди человеку будет трудно прогрессировать в духовной жизни.

— Когда мы беседовали со Шрилой Бхакти Чайтаньей Свами, и я его спросил, какой задать Вам вопрос, ведь Вы с ним вместе распространяли книги в Англии, он вспомнил про письмо к Вам Шрилы Прабхупады. Он сказал: было несколько таких писем, но спроси именно о письме 1973 года.

— Его можно найти. Прабхупада вдохновлял в нем меня. Я могу показать (тут Махарадж открыл ноутбук и зачитал письмо из Folio).

«Дорогой Прабхавишну. Прими мои благословения. Я получил твое письмо от 1 января 1973 года. С большой радостью я узнал о вашей замечательной группе выездной санкиртаны в Англии.

Продолжайте это служение, просто останавливайтесь в каждой деревне и городе Англии и Шотландии, не беспокоясь о выборе места и удобствах. Всегда полагайтесь на милость Кришны в осуществлении ваших планов, продолжайте нести Его послание и продавайте Его книги всем, кто проявляет к ним интерес.

Понимаю, что непросто подолгу и непрерывно путешествовать без нормальной пищи и отдыха, а временами и в холоде. Но, поскольку вы получаете от этого так много духовной радости, вам это кажется игрой. Это высокий уровень духовной жизни, на который никогда не поднимались даже величайшие йоги и так называемые гьяни! Пусть люди увидят, как счастливы наши преданные, тяжело работая для Кришны. Пусть кто-нибудь из них опровергнет то, что вы лучше миллионов так называемых гьяни и трансценденталистов.
Это мой вызов!

Благодаря тому, что ты на собственном опыте за короткий срок правильно понял философию сознания Кришны, ты уже прошел все стадии йоги и приблизился к высшему уровню предания себя Кришне. Я очень ценю это. Огромное спасибо за то, что ты таким образом помогаешь мне!

Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами.
— Я задал вопрос об этом письме потому, что Шрила Прабхупада всегда отличал преданных санкиртаны…
— Нужно быть очень осторожным, чтобы не создавалось впечатление, будто преданные санкиртаны лучше других. Прабхупада говорил: «Поклонение Божествам и мытье полов для Кришны — одинаково ценны».
— Тем не менее, известно много историй, например, про Шрилу Бхакти Тиртху Махараджа, когда Прабхупада позвал его, поставил свои стопы ему на голову и сказал, что он достиг совершенства. Известны его письма к Вам с благодарностью за проповедь и многим другим преданным, из которых видно, что Прабхупада был очень благодарен преданным, распространявшим его книги. Преданные непосредственно чувствовали благодарность Прабхупады.
Да, я тоже реально ощущал благодарность Прабхупады, и когда распространял книги, и когда проповедовал в Бангладеш и Непале.

Как-то раз в 1976 году, в своей комнате в Кришна-Баларам мандире, Прабхупада беседовал с группой распространителей книг. Я также присутствовал при этой беседе. Шрила Прабхупада сказал: «Сначала англичане управляли Индией, и Ганди стоило больших усилий выгнать их оттуда, а теперь, посмотрите, один англичанин (имея в виду меня) работает в Индии как распространитель моих книг, а другой делает мне массаж (это был Хари Шаури Прабху). Так чья стратегия лучше — Ганди или моя? Ко мне пришли не бедные, безграмотные мошенники за деньгами за свою работу. Если бы вы не были убеждены в том, что получите духовное развитие, то зачем вам было бы выполнять подобное служение для меня?»

В той беседе Прабхупада интересовался, какие книги мы распространяем, говорил, что нам необходимо беречь свое здоровье, поскольку климат в Индии неблагоприятен для европейского тела. Он советовал не есть здесь слишком много. «Лучше вкусите немного фруктов, овощей или молока и избегайте зерновых. Пусть каждый день будет для вас как экадаши, и тогда не будет болезней. Несколько орехов кешью или арахиса могут заменить вам зерновые». Далее, обратившись ко мне, Прабхупада сказал: «Ты участвуешь в миссии Чайтаньи Махапрабху, поэтому ты должен стать гуру. На самом деле, ты уже выполняешь работу духовного учителя — принося в ад послание Кришны».33333333

(Беседа в комнате Прабхупады 22 августа 1976 года)
Такого мнения он был о распространении книг: когда мы даем человеку книгу, мы передаем ему послание Кришны.
— Расскажите, пожалуйста, о странствующей группе, лидером которой Вы были в Англии. Там был еще Шрила Махавишну Махарадж, потом присоединился Шрила Бхакти Викаша Махарадж.
— Там были еще Шрила Джанананда Махарадж и чуть позже Шрила Бхакти Враджендрананда Махарадж. Были разные группы. Иногда я путешествовал со Шрилой Бхакти Чайтаньей Махараджем.
— Кто придумал путешествовать на автобусах, как вообще родилась эта идея?
— Однажды к нам приехали преданные из Америки, из Сан-Франциско. Тогда они были первыми в мире по распространению больших книг. В то время Би-би-ти напечатало очень много книг, и их разослали по храмам. Но преданные не знали, что делать с этими книгами. И в Сан-Франциско преданные стали распространять их на улицах. Раньше на улицах только проводили харинамы, распространяли журнал «Back to Godhead» и благовония. Но преданные из Сан-Франциско вдруг очень успешно начали распространять большие книги. Прабхупада был очень и очень доволен этим. Президент сан-францисского храма Кешава прабху приехал в Англию, чтобы научить нас этому искусству. Он выбрал несколько человек. В первой группе были президент лондонского храма Даянанда прабху, я и еще несколько преданных.
— В каком году образовалась эта группа?
— В 1972-м.
— А потом Вы стали лидером этой группы…
— Через несколько дней, научив нас уличной санкиртане, Кешава прабху уехал в Индию. У Даянанды прабху была семья и другие обязанности. Поэтому спустя несколько дней он подошел ко мне и сказал: «Ты должен продолжить это важное дело!»
— Вы переезжали из одного города в другой… Где вы останавливались и как жили?
— Обычно мы спали прямо в машине, она была достаточно большая для пяти человек. Мы приспособили веревочные багажные полки и спали в спальниках на них: два человека наверху, а трое внизу, на коробках с книгами. Днем мы закрывали эти полки занавесками. Поскольку коробок с каждым днем становилось все меньше и меньше, в конце мы уже спали на полу.
— Это большая аскеза…
— Может быть, но мы наслаждались…
— Этот вопрос попросил меня задать Вам один знакомый санкиртанщик: как распространять книги всю жизнь и сохранить дух санкиртаны, чтобы она не стала обыденностью?
— Если человек внимательно повторяет мантру Харе Кришна, святое имя будет вдохновлять его на распространение cознания Кришны. Киртан — это то, что должно быть на первом месте. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил: киртан — это царь садханы. Надо участвовать в киртанах, внимательно повторять мантру, читать книги, слушать лекции для того, чтобы правильно понять книги, и общаться с другими преданными, которые любят распространять книги и сознание Кришны.

Чтобы распространять книги долго и эффективно, нужно иметь чистоту и ясность сознания. Если человек постоянно о чем-то волнуется, хочет чего-то материального или думает о ком-то, все это ослабит его решимость. Поэтому надо сконцентрироваться на духовных вещах и на распространении книг.

Материал подготовил Алексей Титов.