Казань.

1_49

Казань — место особое.
Издавна тут уживались христианская и мусульманская цивилизации. Город стоял на пересечении караванных путей. Позже Казань стала перевалочным пунктом Иркутского тракта, по которому каторжников гнали в Сибирь. Этакий большой караван-сарай — чего только не перевидал этот город!

И уж кришнаитами его удивить было трудно. С 1989 г. Казань начали посещать проповедники cознания Кришны — такие как Маму-тхакур дас, Ананта-махатмья дас. Они стали сеять семена бхакти в благодатную почву древнего города. В этом же году тут появились первые преданные.

Прошло немного времени, и вскоре вайшнавы объединились под одной крышей, чтобы совместно заниматься духовной практикой. Это была однокомнатная квартирка, в которой около десяти человек занимались практикой бхакти-йоги: устраивали киртаны, проводили программы.

Первым лидером, который повел за собою казанских кришнаитов, стал Ананта-махатмья прабху. Он приехал из Ижевска, где ранее под его руководством, была создана община со своей санкиртаной и программой «Пища жизни». Казалось, его сердце было соткано из одного желания — дать сознание Кришны всем. Где бы ни оказывался невозмутимый Ананта-махатмья, он везде говорил о Кришне и организовывал там проповедь. А 25 июня 1991 года Ананта-махатмья зарегистрировал в столице Татарстана — Татарский проповеднический центр «Санкиртана». Именно с этой даты местные преданные и ведут отчет своей официальной проповеднической деятельности в Казани.

В той квартирке вместе с Ананта-махатмьей поселились первые казанские преданные: Алмаз (позднее — Ариджит дас), его друг Ильяс, другой Ильяс (Гопендра Кумар) и Саша (художник). Но ненадолго. Соседи пожаловались в милицию: кришнаиты спать не дают, каждый день в четыре утра заводят свои песнопения. К тому же, маленькая квартирка в той казанской многоэтажке оказалась не совсем подходящим местом для храма Кришны. Хотя, воскресные программы проводились в одном из местных дворцов культуры, этого было мало. Поэтому бхакты стали искать более просторное место под ашрам. И в 1992 году, по милости Кришны их поиски увенчались успехом: преданным удалось купить половину частного дома в поселке Юдино, что в 15-20 минутах езды от Казани. Хозяйка дома – приветливая женщина тетя Тамара – уступила весёлым и странно одетым парням эту половину в рассрочку.

В загородном поселке, в избушке, отделенной от соседей небольшой территорией и забором, преданные почувствовали себя раскованно. Тетя Тамара быстро сдружилась с нашими кришнаитами, стала захаживать к ним в гости, посещать службы и вкушать освященную пищу — «прасад». Так храм в Юдино зажил своей простой, но удивительно яркой жизнью.

Основным, а по сути, единственным занятием всех, кто там обитал, было распространение книг. По утрам Ананта-махатмья готовил божественный прасад: китри (сильно переперчённая гороховая жижа) и хлеб, в котором мука была один к одному с тмином. Вкус этого хлеба преданные помнят до сих пор — сейчас так уже не готовят. Поев прасада, преданные с раскладными столиками отправлялись в людные места Казани. Горожане встречали эти столики настороженно. Казань в то время была бойким местом, где орудовали малолетние банды, поделившие город между собой. Иногда «школьники» подходили к преданным и интересовались: под кем они. В ответ раздавалось гордое: «У нас главный – Кришна». Имя Кришны им было незнакомо, поэтому они от греха подальше убирались восвояси.1_28

В мае 1992 г. преданные вышли на одну из первых харинам. То ли тогда был день выборов, то ли какой-то коммунистический праздник: на улице было много политически активных групп. Коммунисты, видя шафрановые дхоти вайшнавов, принимали их за своих и кричали: «Молодцы!» А вот толпе евангелистов, которые распевали рядом свои гимны и что-то вещали в рупор, преданные совсем не понравились. На фоне вайшнавов они как-то блёкли. Евангелисты окружили харинаму, стали ругаться, бросаться мороженым. Преданные смиренно пошли в другое место, где их поджидала местная шпана. Молодые люди, вынырнувшие из толпы, стали провоцировать драку. Ананта-махатмья начал уводить харинаму, но в спины преданным полетели камни, один из которых рассёк Ананта-махатмье голову. Выступила кровь. Так последователи Господа Нитьянанды и Харидаса Тхакура начали свою широкую проповедь в далеком Татарстане.

Но не всё было так плохо. Вскоре вашнавами заинтересовался один из местных телеканалов. В студию пригласили преданных, которые рассказывали о ведической культуре и ансамбль индиского танца. Получился гармоничный сюжет о жизни и философии казанских кришнаитов.

Преданные потихоньку стали расширять поле своей проповеди. В столовой у вокзала они начали проводить благотворительную программу «Пища для жизни», где бесплатно кормили горожан горячей вегетарианской пищей. Конечно, казанцы радостно приняли кришнаитов в свою богатую разнообразными культурами и пестрыми историческими событиями семью.

Первую зиму преданные провели в экстремальных условиях. Расабихари прабху который попал в домик тёти Тамары прямо из Казанского государственного университета, вспоминает, что омываться приходилось прямо на улице, в 20-25-градусный мороз. Пока добегали до избушки, на гамче уже сосульки позвякивали. Поскольку Расабихари был поваром, обливаться ему приходилось по нескольку раз в день. Через несколько месяцев он уже запросто мог плавать в апрельской Волге.

Вслед за Ананта-махатмьей в 1993 г. президентом стал Аватара прабху из Прибалтики. Аватару вместе с его другом Гопинатхом прабху пригласил в Казань Ананда Чайтанья прабху, который исполнял в то время обязанности регионального секретаря по Поволжью. Аватара был первым брахманом, который поселился в Казанском храме. Он быстро приобщил казанских брахмачари к вайшнавской кухне: научил делать халаву, сабджи с паниром, сладкий рис. Показал, как правильно надевать дхоти. Ввёл стандарты поклонения Божествам и, поскольку знал английский, по утрам читал преданным «Чайтанья-чаритамриту». Его друг — Гопинатх — жил только распространением книг и, естественным образом, очень быстро стал лидером казанских санкиртаншиков. Так, постепенно, маленькая избушка в Юдино стало местом совершения духовных подвигов для 13 шафрановых брахмачари. Аватара прабху был президентом. Бухгалтером, пуджари и поваром был Расабихари прабху. Гопинатх прабху, Ариджит прабху, Расагья прабху, Ишвара прабху, бхакта Руслан, Шринидхи прабху, Гопендра прабху, Ананта Шри прабху и Дина прабху занимались санкиртаной. Помимо Казани, преданные ездили на выездную в Нижнекамск, Набережные Челны, Зеленодольск и Альметьевск. Благодаря этим выездным, там возникли свои вайшнавские центры.

Спустя год в Казани появился новый лидер — Атри Муни прабху. За время его служения в качестве президента преданные научились дисциплине и порядку. При нем в Казань пришли замечательные Божества – Шри Шри Нитай-Гаурасундара!

А через некоторое время президентом ятры стал альметьевский преданный Рагхунатха Прия прабху. К тому моменту количество прихожан заметно выросло, однако воскресные программы по-прежнему проходили в небольшой алтарной комнате. Там же преданные принимали прасад, а ночью эта комнатка превращалась в спальную. Всем места явно не хватало. Поэтому преданные посовещались и в 1996 г. под руководством Рагхунатха Прии прабху начали возводить новый храм.

Теперь в маленькой храмовой кухоньке с утра зажигалось несколько газовых плит, и преданные начинали жарить в масле странной формы печенья. Затем их погружали в сладкий сироп и обваливали в сахарной пудре, смешанной с молотым земляным орехом. Получались «джаганнатхи» — знаменитое кулинарное изобретение ИСККОН. Рецепт сладостей приехал из далекого Ташкента. Теперь вместе с санкиртанщиками на улицы Казани выходили распространители прасада с большими картонными коробками, из которых торчали «джаганнатхи» и сладкие шарики. Гададхара прабху ходили так с коробками в течение пяти-шести лет, пока шла стройка. В этих же коробках они приносили обратно лакшми, на которые, в том числе, поддерживалась жизнь храма.

1_57

Гопинатха и Санкиртана-гуру ездили по разным предприятиям и организациям, где им жертвовали вагонами цемент, кирпич и т. д. Кладкой кирпича, наведением перекрытий, отделкой стен, т.е. непосредственно стройкой, занимался Кришна-кишора прабху. Он тоже работал без выходных. Зимой, во время сильных морозов у него выступали слёзы. На них-то и замешан цемент казанского храма.

Строили преданные очень остроумно. Например, для перекрытий они собирали пустые банки и заливали их бетоном. Дёшево, и здание получается термостойким!

На период стройки проповеднические программы отошли на второй план. Перестали появляться шумные процессии на улице Баумана, сниматься дома культуры по праздникам, деятельность «Пищи жизни» в кафе близ железнодорожного вокзала тоже свернулась. Но при этом двери казанской ятры всегда были открыты для всех желающих. В 2000 г. в новом, не до конца достроенном здании были проведены первые воскресные программы…

В 2005 г. Бхакти Бринга Говинда Свами, куратор Поволжского региона от GBC, создал в Казани руководящий совет, который объединил менеджеров храма и лидеров общины. Главой совета был назначен Расабихари прабху.

Состояние дел с оформлением земли, которые принял Расабихари, было запутанным. Земля, на которой строился храм, не была закреплена за преданными, и на неё обнаружились претенденты. В итоге пришлось судиться, и суд постановил, что кришнаиты строят на этой земле незаконно. Всё, что было на этой территории, переходило к новому владельцу. Но преданные не сдавались. Расабихари не спал ночами, исписывал горы бумаг во все инстанции. Он нанял хороших адвокатов, и следующий суд выиграли. Помогли молитвы вайшнавов со всех концов страны.

Сейчас казанская ятра — одна из самых перспективных в России. Местный ашрам брахмачари курируют преданные из Юрлово — они приезжают сюда, делятся опытом, проводят семинары. Каждый месяц в ашраме проходят занятия, составленные по образовательным программам московского ашрама брахмачари.

Расабихари прабху не устает повторять, что наше движение базирует на трех ангах: санкиртане, харинамах и прасаде. И он делает все от себя зависящее, чтобы казанские преданные развивали все три направления. На нынешнем декабрьском марафоне распространители книг заняли четвёртое место по СНГ. И это говорит о многом. Лидеры санкиртаны Джагадиша Пандит прабху и Бхагаван Пандин праху не ограничиваются одной Казанью и также ездят с книгами Шрилы Прабхупады в близлежащие города.

Около полутора лет в Казани с регулярностью раз в неделю проводятся харинамы. Лидер харинам Ачарья Ратна прабху, несмотря на непростые погодные условия выходит каждое воскресенье со своей группой на улицы города, чтобы поделиться Святым именем со всеми горожанами.

21 июля 2007 была возобновлена программа «Пища жизни». Она проходит прямо в храме. Раз в неделю, по субботам преданные, во главе с шеф-поваром бхактин Татьяной кормят горячими вегетарианскими обедами бабушек и бродяг.

Все важные начинания в ятре преданные обсуждают вместе на совете, Расабихари прабху обладает удивительным искусством пробуждать инициативу в преданных. Сейчас в умах лидеров ятры витают смелые планы о создании загородного посёлка, чтобы вайшнавы могли жить общиной в более благостном месте.

Тому, как казанские преданные строят отношения с внешним миром, тоже стоит поучиться. На местных телеканалах регулярно крутят ролики, рассказывающие о кришнаитских праздниках, или просто сюжеты из жизни общины. А в октябре мэру Казани Ильсуру Раисовичу Метшину нанес визит президент Ассоциации индийцев в России Санджит Кумар Джха (Садху прия прабху). Они побеседовали о том, как Казань готовится к году Индии в России (2009), а также обсудили деятельность казанской общины кришнаитов. Оказалось, у жены мэра есть книги Прабхупады.

Но самое главное, чем славятся казанские преданные – это своим поистине ведическим гостеприимством и простотой. Здесь всегда с особым трепетом принимают приезжих проповедников и духовных учителей. Наверное поэтому Говинда Махарадж провел в этом году свою Вьяса-пуджу в Казани. Четыре дня фестиваля почти вся казанская ятра служила приехавшим со всех уголков России преданным.

И заключительный штрих к общему портрету. Когда Расабихари прабху узнал, что GBC назначил его региональным секретарём Татарстана, он написал: «Считаю себя неквалифицированным, чтобы брать такую ответственность, но не исполнить волю Гуру Махараджа и старших преданных тоже не могу. Я думаю, что эти роли я буду исполнять временно, и как только найдётся преданный, который будет делать это служение лучше, с удовольствием все полномочия передам ему».

Но такого преданного придётся ждать еще долго. Уж поверьте!