Ростов-на-Дону.

2221

Первые активные проповедники бхакти в Ростове, появились в 1985 году. Зинаида Степановна и Нина Анатольевна, познакомились с сознанием Кришны через прибалтийских вайшнавов. У Нины Анатольевны был большой дом с вместительным залом, где проходили первые ростовские нама-хатты. Программа начиналась с пения киртана, затем читали книги Шрилы Прабхупады, вместе повторяли джапу, и заканчивалось все, как положено, принятием прасада.

Иногда преданные собирались в четырехкомнатной квартире Зинаиды Степановны.На эти программы приезжали также пионеры курджиновской общины: Шриман Рупануга прабху со своей супругой Шримати Пурнамаси, Шримати Ишани и другие. Когда начались серьезные гонения на преданных, и многие курджиновские преданные попали за решетку, в КГБ узнали и об этой ростовской группе. Про них вышла негативная статья в городской газете, и, чтобы не осложнять себе жизнь, они решили прикрыться учением Порфирия Иванова.16-achuta

Наступил 1989 год. Зинаида Степановна в то время читала лекции о вегетарианстве в Обществе «Знание». К этому времени из заключения уже выпустили всех преданных, и совместные программы группы Зинаиды Степановны с курджиновскими вайшнавами возобновились. Вскоре в Ростове появилось еще два активных проповедника. После заключения Шриман Вриндаван прабху (один из первых российских брахманов) решил объехать все города страны, где жили преданные. В Ташкенте он узнал, что под Душанбе в горах живут две матаджи. Это были Шримати Тунгабхадра и Шримати Тунгавидья. Вместе с ними он вернулся в Ростов. В клубе йоги, где Зинаида Степановна вела свою программу, Шримати Тунгабхадра в конце занятий стала читать лекции по «Бхагавад-гите». На программах в квартире Зинаиды Степановны начали собираться по 25–30 человек, и со временем квартира превратилась в настоящий храм. Каждый день там проводились утренние и вечерние службы, читались книги Шрилы Прабхупады. Туда стали приходить интересующиеся духовной жизнью люди. В какой-то момент преданные поняли, что им нужен настоящий храм. Решили позвонить московским преданным и попросить у них взаймы денег для покупки здания под храм. Вскоре в Ростов приехал Шриман Видура прабху и привез с собой первого президента ростовской ятры — Ачарьянидхи прабху, а вместе с ним – Шримати Анандини и Шримана Кришнананду прабху. Поначалу преданные сняли домик на улице Поповского и завезли туда 3000 книг. Началась санкиртана. Каждый день преданные набирали по 50-70 книг и шли в подземный переход в центр города. По воле Господа Чайтаньи, книги разлетались, и люди часами слушали проповедь отважных санкиртанщиков. На воскресные программы приходило уже около пятидесяти человек.

В декабре 1989 года Кришнананда прабху прочитал лекцию в Ростовском университете и провел программу во Дворце культуры. Под влиянием его проповеди жители Ростова бросали работу, институты, брили головы и приходили жить в ашрам.

16-_Acnuta-gotra__.__92

В начале 1990 года преданные купили в центре города – в Братском переулке — маленький домик под храм. Несколько месяцев все преданные жили там. В то время в храм пришли жить Олег (Атри Муни дас), Владимир (Вивасван дас), Руслан (Ришабхадев дас), Дима (Вайкунтханатха дас). В одной комнате был ашрам матаджи. Там жили: Тунгабхадра д.д., Малини д.д., Шаранагати д.д. и Ратнавали д.д. (последняя — с двумя детьми: Прахладом и Деваяни). В другой комнате был ашрам брахмачари. Тогда все настолько были поглощены проповедью и служением, что это никого не беспокоило. На программы в этот первый храм в Ростове начало приходить все больше и больше людей. Храмовая комната была битком набита, люди рассаживались также в соседних комнатах и в коридоре. В конце концов стало ясно, что нужен храм больших размеров. Ачарьянидхи прабху начал усиленные поиски и в результате нашел новый дом в Батайске с полуподвалом на 60 кв. метров. Это случилось в мае 1990 года. Тогда этот дом казался преданным просторным дворцом, и все были очень воодушевлены. Подвальное помещение идеально подходило под храмовую комнату. Строили ее всей общиной — шпаклевали, красили, выложили стены и пол мрамором. Кто-то вырезал из дуба красивый алтарь, а перед алтарем поставил раздвигающиеся двери. Потом появился небольшой алтарь для Шрилы Прабхупады, и к этому времени в Ростов в очередной раз приехал Е.С. Прабхавишну Свами для торжественного открытия храма.

11

Это было лето 1991 года. На праздник со всех регионов съехалось около 200 преданных. Многие преданные не спали ночами, стараясь успеть закончить строительство к нужному времени. И когда Шрила Прабхавишну Свами спустился в храмовую комнату и запел сладкий киртан, многие преданные плакали от счастья. Программу снимало телевидение. Присутствовало также несколько корреспондентов из разных газет Ростова. После этого храм в Батайске зажил бурной жизнью. Теперь в Ростов стали заезжать духовные учителя, и число преданных росло не по дням, а буквально по часам. Количество брахмачари быстро дошло до 94 человек. В домике «на Братском» тоже скучать не приходилось. Каждый день туда по-прежнему приходили люди, которых преданные санкиртаны направляли для того, чтобы они ближе познакомились с учением Господа Чайтаньи.

Число матаджи также выросло с 6 до 25. Жили матаджи дружно, ставили спектакли, шили одежды для Божеств, вместе выходили на санкиртану. Думать о комфорте не было времени — все были поглощены проповедью. Чтобы усилить распространение книг, Ачарьянидхи прабху купил три микроавтобуса и три больших автобуса для выездных групп санкиртаны. Так ростовские группы санкиртаны начали путешествовать по всей стране. Некоторые группы доезжали даже до Новосибирска! Матаджи распространяли в Ростове книги со столиков, кто-то ходил по квартирам, а некоторые, договорившись с бригадирами поездов, распространяли книги по вагонам. Движение развивалось столь стремительно, что все преданные были уверены: через два-три года все вокруг будут преданными. Эта перспектива очень воодушевляла и побуждала совершать подвиги. Порой преданные распространяли книги по 10-12 часов в день. В то время практически все распространяли, по крайней мере, 50 больших книг в день. Каждый человек, который приходил тогда на программы и начинал практиковать, настолько воодушевлялся общим настроением проповеди, что тоже хватал книги и начинал распространять их своим друзьям и сослуживцам, а то и просто на улице всем желающим. Поэтому книги уходили буквально тысячами. Почти каждую неделю из Москвы приезжала большая машина с 20 тоннами книг, которые выгружались в Батайском храме и затем распределялись по всему региону.

Еще начиная с весны 1990 года, преданные каждую неделю начали выходить в город на харинамы. Это было настолько привлекательно для людей, что посмотреть на диковинное шествие каждый раз собиралась огромная толпа. Стоило преданным остановиться где-то, как толпа очень быстро заполняла весь тротуар, а потом и проезжую часть, что стопорило все движение. Это, конечно, не нравилось милиции, и почти каждый день преданных забирали в отделение. Но там проповедь продолжалась, и их отпускали. Тогда же, осенью 1990 года, в День города прошла первая Ратха-ятра с участием Шрилы Прабхавишну Свами. Это была небольшая процессия из 20-25 преданных. Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры несли на маленьком паланкине. Началась новая традиция – проводить Ратха-ятру во время празднования Дня города.

Так было в 1991-1992 годах. А в 1993 году ростовские преданные решили провести грандиозную Ратха-ятру. Это была огромная колесница, шириной 4 метра и длиной 8 метров. Купол в поднятом состоянии достигал 8-9 метров высоты. Его венчала сияющая на солнце Сударшана-чакра. Ночью, чтобы не стопорить движение, колесница была доставлена к месту начала шествия. На эту Ратха-ятру приехали: Шрила Прабхавишну Свами, Шрила Индрадьюмна Свами, Шри Прахлад прабху и Према Раса прабху. Также приехало более 500 преданных. На Ратха-ятру был приготовлен прасад на 10000 человек. Перед шествием прямо под памятником Карла Маркса была проведена церемония инициации, за которой наблюдали сотни людей. Рядом стояла колесница, усыпанная живыми цветами и гирляндами. Впереди красовалось панно, на котором были вышиты лебеди среди лотосов. Все выглядело очень торжественно, и сотни людей приходили посмотреть на это чудо. Матаджи непрерывно в течение пяти суток шили семиметровый шатер колесницы, уделяя на сон максимум два часа. Потом началось шествие, и колесница, подобно огромному королевскому кораблю, поплыла по заполненной до отказа улице. На ней, рядом с Божествами, Индрадьюмна Свами вел экстатичный киртан. В конце концов, колесница выплыла на Театральную площадь, где в то время находилось около 30-35 тысяч человек. Это было потрясающее зрелище: прекрасная колесница, на которой восседают Джаганнатха, Баладева и Субхадра, плывет в этом людском океане, раздавая всем благословения. За прасадом сразу же образовалась огромная очередь. Шрила Прабхавишну Свами подошел и взял черпак, чтобы раздать несколько порций. Все люди почувствовали вдруг необычайное воодушевление и обступили его, протягивая тарелки. Киртан продолжался, увлекая сотни людей. Толпа гудела: «Вот это да — и поют, и угощают! И все так вкусно! Вот это праздник! Спасибо, спасибо!» После Ратха-ятры администрация города выдала преданным благодарственное письмо.4

Однажды Ачарьянидхи привез из Москвы молодого преданного Шримана Шарангу прабху. Ему было около 19 лет, и, на удивление всем, он взялся организовывать программу «Пища жизни». Он ездил по близлежащим совхозам, просил пожертвования и привозил грузовиками овощи и фрукты. В трех кафе кормили по 70-80 малоимущих престарелых по нескольку дней в неделю.

Поскольку преданных становилось все больше и больше, Ачарьянидхи прабху решил, что пора иметь храм в два или три раза больших размеров. Он обратился в администрацию с просьбой выделить им какое-нибудь помещение, и мэр отозвался на эту просьбу. Это был конец 1993 года. Преданным выделили огромное помещение в городе — это было полуразрушенное здание бывшего роддома. Площадь его была около 2500 кв. метров, однако от здания остались только стены и крыша. К нему прилегал большой участок земли. Воодушевленные предстоящей перспективой, преданные начали раздавать прасад жителям этого района. Однако весной 1994 года в Ростове сменился мэр, и отношение к преданным резко ухудшилось. Здание забрали и на просьбу выделить другое помещение ответили молчанием. Тогда вайшнавы попросили пустовавший в то время участок земли в одном из районов города. На что мэрия поставила условие – собрать не менее тысячи подписей горожан, проживающих рядом, в поддержку строительства вайшнавского храма. Преданные изготовили большой, красивый альбом для сбора подписей, и матаджи были посланы собирать эти подписи, но одновременно смотреть, где какие здания стоят заброшенными. Собрано было 15000 подписей! Им не отказали, но предложили купить эту землю за такую баснословную сумму, что дальнейшие переговоры потеряли смысл.

Вскоре одна швейная фабрика сдала преданным в аренду свой пустующий детский сад на ул. Сарьяна. Дом был двухэтажный, в хорошем состоянии, с двумя подъездами и большим двором. Рядом рынок и остановки автобусов. Сняв здание в аренду, преданные объединили два холла на первом этаже в один — получилась храмовая комната почти в 80 кв. метров. Таким же был холл для гостей. Так начался новый этап в развитии ростовской ятры. На большие праздники приходило по 400 и более человек. Каждое воскресенье набивалась полная храмовая комната.

В 1995 году в ашрам матаджи пришла жить новая преданная, которая до этого была одной из активисток в националистической политической партии. Это не понравилось лидерам партии, и они несколько разjivjприходили в храм, угрожая расправой. 22 июня 1995 года вечером они привели с собой большую группу боевиков, которые ворвались в храм и начали избивать преданных заранее приготовленными дубовыми дубинками. Несколько преданных получили серьезные ранения. Это было сложное время в жизни ростовской ятры. Тогда Шрила Индрадьюмна Свами привез в Ростов Божество Шри Шри Лакшми-Нрисимхи, чтобы защитить преданных от нападок. Тогда же к ним приехали большие Божества Шри Шри Гаура-Нитай, и Шрила Индрадьюмна Свами установил Их в храме. После установления Божества Господа Нрисимхи нападки прекратились. Однако поддерживать храм становилось все труднее, приходилось постоянно думать о том, где брать необходимую сумму для оплаты аренды помещения. Потом наступил кризис 1998 года, и оплачивать аренду стало невозможно. Преданным пришлось вернуться в Батайск. И хотя это казалось шагом назад, в действительности это было лишь переходом к новому этапу развития ятры. К тому времени в Ростове осталось 20-25 распространителей книг. Некоторые из них – Ситаласайи прабху, Анандамойя прабху, Ними прабху, Рам Нитайчанд прабху, Вирочана прабху, Нитай-каруна прабху и Ачьюта-аравинда прабху – по сей день распространяют книги. Лидером санкиртаны был Вивасван прабху, который организовал выездные группы в Дагестан, Астраханскую и Волгоградскую области. Раз в месяц преданные съезжались в Ростов и проводили собрания санкиртаны.

В 1999 году, в тяжелое для общины время, ответственность за общину взяли на себя Шриман Вивасван прабху и совет общины. Пришло время «кипятить молоко» — углублять взаимоотношения и сотрудничать. Вивасван прабху создал систему вайшнавского образования, ездил по нама-хаттам и по региону, проводя обучающие программы по «Бхагавад-гите». В результате, преданные в общине объединились. В 2001 году появилась дружная команда наставников. Период с 2002 по 2007 гг. стал временем вызревания лидеров. Замечено, что для серьезных изменений в жизни человека требуется время. Зажечь человека легко, но поддерживать в нем это состояние и помогать меняться сложнее. Более того, чтобы вести и поддерживать кого-либо, наставник должен полностью изменить свою жизнь. Поэтому, хотя эти четыре-пять лет для ростовской общины внешне казались застойными, в действительности община внутренне переживала глубокое преобразование. В это время в Ростов-на-Дону стал приезжать Говардхан Гопал прабху. Постепенно возникло поле для социального служения, и преданные начали проводить различные курсы по йоге, аюрведе, психологии и т.д. Сейчас в городе появился сильный совет общины, который собирается раз в две недели и ведет работу по дальнейшему сплочению общины.

Материал подготовили Шриман Вивасван прабху и Шримати Тунгабхадра д. д.