Храм на слиянии Оки с Волгой.

15-nn

Нижний Новгород – третий по величине старинный русский город, стоящий на слиянии Волги и Оки. Не обошла и его милость Шри Чайтаньи Махапрабху.

Первым проповедником сознания Кришны здесь был Ашутоша. Он приехал в Нижний Новгород в середине 80-х годов и встретился с тремя интересующимися сознанием Кришны женщинами. Они и стали первыми преданными в Нижнем.

Это: Шримати Бхакти пушпа, Шримати Лакшми прия и Шримати Говинда прия. На городском рынке и в центре они провели харинаму и привели с нее 11 человек на программу. Так начались первые нижегородские «нама-хатты».

В 1990-91 годах большой резонанс в Нижнем вызвали лекции Шримана Джаянанды прабху из Тулы, благодаря которым привлеклось много новых преданных. В результате

появилось две примерно равные ятры: одна в Нижнем, другая — в Дзержинске (городе-спутнике).

Начались регулярные харинамы и распространение книг. В Дзержинске под руководством Андрея Владова (Виласа Виграхи прабху) стала с большим размахом проходить программа «Пища жизни». Постепенно — вначале в Нижнем, а потом в Дзержинске и Сарове — сформировались на квартирах ашрамы брахмачари и брахмачарини.

В Дзержинске ашрам держался во многом на энтузиазме Шримана Шри Джишну прабху. А Саров — это закрытый город, за колючей проволокой. Но и здесь образовалась сильная ятра из 40-50 человек. За победу в соревновании в одном из марафонов Шрилы Прабхупады к ним приехали Божества. Преданные год за годом обходят с книгами город, и местные жители все больше и больше берут книги. Лидер санкиртаны там Шриман Йогамарг прабху.

Осенью 1991 года В Нижний Новгород впервые приехал гуру, ставший с тех пор здесь Джи-Би-Си – Его Святейшество Шриман Гопал Кришна Госвами. Преданные организовали ему встречу с мэром города, и Махарадж договорился, чтобы преданным под храм в аренду сдали одно старое здание в центре города. Это здание и стало впоследствии нашим храмом на улице Черниговской. Прямо перед храмом начинается берег Оки, почти в месте ее слияния с Волгой. За рекой расположен торгово-транспортный центр. Сзади храма — холмы с лесным массивом, где находится культурно-административный центр с Кремлем и центральными улицами.

Где-то с 1993 года храм попал в маршруты экскурсионных бюро, и к нам часто стали заезжать автобусы с экскурсиями, что происходит и до сих пор. Полные автобусы детей и взрослых таким образом получают Святое имя, книги, прасад и милость Божеств.

15-_92

Сформировались ашрамы брахмачари и матаджи. Начались воскресные и другие программы. В длинном подземном переходе в центре города сейчас все забито торговыми точками, а в начале 90-х годов за журнальным столиком в переходе стояли только Авадхута-прия прабху или матаджи Дакши Радхика, торгуя шикарными по тем временам трансцендентными книгами Шрилы Прабхупады. Постепенно ашрам брахмачари креп. Туда стали заезжать распространители книг из Москвы и других городов СССР.

Летом 1992 года Гопал Кришна Госвами прислал из Москвы в Нижний Новгород нового президента, своего ученика Шримана Ананта Шешу прабху. С приездом Ананта Шеши прабху – брахмачари и распространителя книг – в ятре начался сильный духовный подъем. Он научил местных брахмачари распространять книги наборами, в результате санкиртана резко пошла вверх. Раньше преданные ходили со станковыми рюкзаками, но теперь пересели на машины, которые оказалось совсем несложно арендовать.

Перед марафоном 1992 года приехал Шриман Рохинисута Прабху, который еще больше разжег дух санкиртаны, а на сам марафон приехал Адришья прабху, который распространял по 50 наборов в день. Под влиянием его проповеди у местных преданных также начали брать по 10-20 наборов.

Божества Гаура-Нитай приехали в Нижний Новгород из Вриндавана с Ананта Шешей прабху весной 1993 года. Гопал Кришна Госвами установил Их в храме на праздник Нрисимха-Чатурдаши. К тому времени преданные только въехали в ремонтируемый храм, и Ананта Шеша прабху объединил ашрамы в Нижнем и Дзержинске. Так в новом храме стало жить до 40 брахмачари и 20 брахмачарини.

Больше половины храмовых преданных занималось санкиртаной. Считалось, что, если распространителей книг будет меньше половины от живущих в храме, значит, храм в майе.

Начиная с 1993 года, бессменным лидером в санкиртане стал бхакта Кайрат Аймбетов, который приехал из Оренбургской области. Он очень сильно вдохновлял всех на санкиртану — словами и примером. Распространяя летом по улицам,15-_53зимой в марафон он переходил на квартиры, офисы и гостиницы. Как правило, брали у него по 100 книг в день. На каждый марафон Шри Джишну прабху рисовал с блестящим юмором плакаты в стиле дружеских шаржей. Санкиртана увеличилась еще благодаря преданным, которые приехали из Киева, Новосибирска, Мурманска и других городов. Шриман Шанкху прабху и Шриман Ванча-калпадрума прабху – маха-ратхи из Киева – организовывали выезды в Сибирь.

Тем временем в Нижнем каждый день был пир для всех. Прасад ежедневно ведрами разносили соседям по всей Черниговской улице (сабджи на гхи с паниром, сладкий рис, халаву и т.д.). Кроме того, на пожертвованных полевых кухнях во дворе храма Шриманом Сарвамангалой прабху была организована раздача горячей пищи. Каждый день от 50 до 200 человек два года получали полноценные обеды. Приходили люди не только из Общества инвалидов и ветеранов, но и просто все желающие, так как добрая молва разнеслась по всему городу: «Внизу, под планетарием, хорошие ребята, кришнаиты, вкусно кормят!» Некоторые из постоянных почитателей прасада стали впоследствии преданными.

В 1994 году Шриман Сарвасатья прабху организовал в Нижнем гурукулу, куда стали съезжаться преданные, желавшие отдать в нее своих детей. Многие из приехавших были сильными проповедниками. Это время – середина 90-х – стало кульминацией в проповеди и проведении больших программ. Шриман Анубхави прабху и Шриман Ишрита прабху проводили в храме различные обучающие программы для преданных.

В Кремлевском концертном зале, рядом с правительством области и города, более чем на 1000 человек была успешно проведена большая программа с участием Его Святейшества Мукунды Госвами. Одна женщина, театральный работник, сама не будучи преданной, так вдохновилась, что одна распространила по своим каналам более 600 билетов на эту программу. Матаджи Илавати культивировала прессу. Преданные успешно общались с различными правительственными структурами.

Как-то преданные устроили на базе одного предприятия программу с потрясающим пиром, где собралась группа бизнесменов и правительственных чиновников. Энтузиазм после программы у преданных был такой, что баки с прасадом выносили на улицу и кормили всех прохожих.

В храм регулярно стали приезжать Махараджи: наш Джи-Би-Си Гопал Кришна Госвами, Его Святейшество Бхакти Викаша Свами и Шриман Рохинисута Прабху. В год столетия Шрилы Прабхупады, в 1996 году, приехал Рохинисута Прабху и 15---_31спросил, какое особенное подношение мы сделаем Шриле Прабхупаде?

Так, по его милости, мы стали готовиться к первой в нашем регионе Ратха-ятре. Божества Джаганнатхи явились в Нижнем Новгороде, а колесницу днем и ночью строили во Владимире. Провели Ратха-ятру на Нижегородском арбате в День знания, перед началом учебного года. Гопал Кришна Госвами, приехавший на Ратха-ятру, сам вынес Божества к колеснице. Господь вселенной улыбался и благословлял жителей города, которые с недоумением и любопытством рассматривали Божеств. Гопал Кришна Госвами сказал, что это была одна из самых лучших Ратха-ятр в его жизни.

15-o_27

С тех пор на этой улице – Большой Покровской – регулярно проходят замечательные харинамы, полюбившиеся нижегородцам и ставшие традицией города. В 1996 году Шриман Радха-Раман прабху из Киева распространил по подписке на нефтяном гиганте 4500 книг. А в 1998 году удалось завоевать ГАЗ – самый большой завод, где преданные Шриман Ганга прабху, Шриман Рама Рупа прабху, Шриман Анила прабху и отдельно Шримати Индулекха с помощницами, подписали работников на 5000 книг. Правда, руководство не торопилось выплачивать деньги. Тогда в ход пошли торты, приготовленные ветеранами ярославской санкиртаны – Шримати Вадху Рупой, Шримати Харипатни и Шримати Рупой Манджари, и все благополучно разрешилось – деньги выплатили и книги раздали!

Был случай, когда Шриман Джагадиш прабху из Донецка, подписав Водоканал на 80 наборов, пригласил людей прийти за книгами в храм. Люди шли на протяжении нескольких дней, и он в гостевой комнате очень личностно каждому вручал наборы.

После 1998 года темпы санкиртаны стали падать. Многие преданные разъехались, кто-то поменял ашрам, кто-то переехал жить на квартиру; В 1999 году в 15-_.__ашраме осталось пять человек, в том числе, один распространитель книг: Шриман Ананга Мохан прабху.

Затем храм несколько лет судился с соседями за здание. Но за годы так называемого затишья преданные общины стали дружными и сильными. Постепенно в ашраме появились стабильные распространители книг и проповедники. Сформировался небольшой, но сильный ашрам. Во дворе храма сделали пристройку с большой храмовой комнатой. Теперь здесь Шриман Адхокшаджа прабху и Шриман Адхиягья прабху задают тон в санкиртане. С 2003 года нижегородский храм каждый год награждают за первые места в распространении книг по миру среди маленьких храмов. Уже 17-й год Ананта Шеша прабху является неизменным президентом храма, а Шриман Сарвасатья прабху – духовным лидером общины. Буквально год назад под началом Шримана Адхокшаджи прабху и Шримана Нараяна Виджая прабху успешно началась программа «воин выходного дня». Теперь каждую субботу на санкиртану выезжает по 20-30 человек с общины. Распространение книг сопровождается харинамой и раздачей прасада. Подрастает новое поколение преданных, которое с удовольствием поддерживают в храме пуджу, приготовление прасада и прием гостей. Новую волну в развитие нама-хатт и бхакти-врикши внесла матаджи Навадвипа Чандрика. Проповедуя в своем аюрведическом центре, она привлекла много новых людей. На базе вдохновленных членов её группы бхакти-врикши Шриман Варахадева прабху начинает развивать образовательную программу. Матаджи Нанда Кишора много лет поддерживает известные всему городу магазины135f«Сандаловый дом», через которые успешно рекламирует сознание Кришны. По милости Шримана Йогаприи прабху – преподавателя, кандидата наук, известного в учёных и эзотерических кругах –

десять лет назад началось наше участие в популярном религиозно-эзетерическом празднике «Светлояр». Он ежегодно проходит на озере Светлояр в Нижегородской области. Там Шриман Мохан рупа прабху, Шриман Антарикша прабху и

другие преданные из общины уже 10 лет кормят людей прасадом и представляют наше общество.

Часто заезжает сюда Шриман Амбариша прабху, а с 2005 года региональным секретарем Золотого кольца стал Шриман Ачала прабху, который, помимо проповеди, начал заботиться о преданных общины. Каждый год во главе с Ачалой прабху преданные Золотого кольца дружно совершают паломничество по святым местам. Регулярно проводятся образовательные и культурные программы.

Еще в 1993 году, когда устанавливались Божества, Гопал Кришна Госвами сказал: «Перед Божествами всегда должны быть экстатические киртаны, это повлияет на ситуацию во всем регионе!». Его слова оказались пророческими.

Материал подготовил Ишрита дас.