Днепропетровск.

dneprb

Движение Харе Кришна пришло в Днепропетровск из Москвы в начале 80-х годов. Несколько молодых людей, заинтересовавшихся философией, стали собираться на квартире, петь Харе Кришна мантру, читать «Бхагавад-гиту» и готовить прасад. Всё началось с Шримана Бхарадваджа прабху, который вдохновил своей проповедью Шримана Нитай-Чайтанью прабху.

К ним присоединились: Шриман Бхагаватачарья прабху, Шриман Вьясадев прабху и бх. Виктор Сирый. Они стали приглашать друзей и знакомых на квартиру на жилмассиве Победы.

После многолетнего духовного «застоя» было немало желающих услышать о восточной философии, граничащей с мистицизмом, попеть мантру, которая обещала очищение сознания и даже ощущение транса, попробовать на вкус перчёные восточные блюда и непостижимые сладости.

В те времена такие программы преследовались соответствующими органами, поэтому пели негромко, приходили и уходили по одному и тихо, втайне от соседей. Но нашлись злые языки, и вскоре люди в форме тоже наведались на «Победу» — но не послушать о Кришне, а рассказать о политике партии. Были и угрозы, и звонки на работу, и вызовы в милицию. Но преданных это не остановило. Более того, они стали вдобавок подпольно печатать книги Шрилы Прабхупады, а потом и распространять их. За это любой мог оказаться за решёткой или, как минимум, — вылететь с работы. Преданные усиливали конспирацию, меняли квартиры, но переплетать и распространять книги продолжали. Многим из них пришлось дорого заплатить за проповедь миссии Господа Чайтаньи: кого-то уволили, кто-то вынужден был покинуть город, а Бхарадваджа прабху даже посадили в «психушку». Но благодаря их деятельности были переведены и напечатаны первые украинские книги о сознании Кришны.dnepr_b

В начале 90-х в стране произошли большие перемены, и после длительной тяжбы, исписав горы бумаг и обойдя десятки кабинетов, Шриману Нитай-Чайтанье прабху удалось зарегистрировать Днепропетровское отделение МОСК. Преданные выкупили дом на ул. Исполкомовской. Выбили перестенок — чтобы было больше места, кинули клич – «Даёшь брахмачари!», и со всей Украины потянулись молодые ребята — пожить в храме, очистить сердца и сделать что-нибудь полезное для движения санкиртаны. Принимали всех — не спрашивая ни о прошлом, ни о планах на будущее. Кто-то прятался от милиции, кто-то — от наркотиков, кому-то надоела повседневная мирская суета, у кого-то лопнула семейная жизнь, кому-то было просто любопытно: каково оно — быть преданным Кришны? Но были и такие, кто на самом деле искали Бога и пришли в храм не в бирюльки играть.

Основной идеей храма было распространение книг. Сам президент общины Шриман Вибхути Шакти прабху, его «правая рука» Шриман Найка Рупа прабху (ныне Нанда Махарадж прабху), пуджари Атма Бхавануга прабху (ныне Адвайта Ачарья прабху), повар Дхира Грахи прабху – все были санкиртанщиками, с сопутствующими обязанностями по храму. На марафон в декабре выезжали все, за исключением одного, кто оставался и поваром, и сторожем, и пуджари. Махаратхами санкиртаны были: Уддхаран Датта прабху, Мурари Гупта прабху, Апрамейа прабху, Кашишвара прабху, Амала прабху, Абхидхея прабху и Вячеслав Полканов. Вначале ездили чуть ли не по всему миру, но вскоре планету поделили на регионы, и дальнобойные выездные прекратились.

Трудно себе представить, как могли молодые ребята с бурным прошлым так проникнуться духом миссии: жить в постоянных поездках, каждый день идти к незнакомым людям, перевозить огромные пачки книг, вечерами проповедовать заинтересовавшимся людям, а утром с новым энтузиазмом брать книги и снова идти на улицу, звонить в чужие квартиры. Господь Чайтанья использовал тогда всех и каждого, любого, кто мог просто взять книги и выйти на улицу.DN

Когда в домике на Исполкомовской стало тесно (там проживало до 40 брахмачари!), Кришна дал днепропетровским вайшнавам новый дом — в два раза больше. Там всё продолжалось с ещё большим энтузиазмом. Стали проводить большие

программы, фестивали, Ратха-ятры, печь и распространять пирожки. Словом, жизнь в сознании Кришны била ключом.

Перед Новым годом можно было стать свидетелем того, как несколько брахмачари, окружив центральный универмаг, с неуёмным энтузиазмом распространяют книги прохожим. По многу часов в день, в течение месяца, без горячего прасада, при температуре минус 20 эти молодые ребята сражались с майей, оплачивая тем самым свой билет в духовный мир.

dne

Что же двигало ими? Деньги? Какие там деньги! Слава великого санкиртанщика? Может быть, чуть-чуть. Желание поболтать с людьми? Это на морозе-то? Скорее всего, ими двигал высший вкус — вкус санкиртаны. Ни один мирской мотив не побудит человека к такой аскезе.
Руководители общины Вибхути Шакти прабху и Нанда Махарадж прабху сумели подружиться с городскими властями (регулярно носили им книги и торты). Поэтому кришнаитов в Днепропетровске никогда не «щемили», и всем нашим программам давали «зелёную улицу». Преданные проводили праздники в больших залах, сделали большую колесницу и стали проводить ежегодные Ратха-ятры.
Вскоре вайшнавам и на Уездной стало тесно, и в 1996 году власти города выделили им брошенный садик в удовлетворительном состоянии, и в хорошем районе. Преданные быстро сделали ремонт, установили Божества. Этот храм назвали «Ведическая академия сознания Кришны». Все бывшие санкиртанщики разъехались кто куда, брахмачари сменили ашрам, появился департамент образования, департамент пуджари, департамент кухни, театральный департамент, «веда-маркет», кафе «Говинда» и «Дамодара».

Департамент санкиртаны стал одним из многих. Пять человек продолжают постоянно распространять книги Шрилы Прабхупады, ещё несколько человек делают это периодически. Рама Рупа прабху и Геннадий Устиченко прилагают все усилия, чтобы поддерживать огонь санкиртаны. И хотя он все ещё горит, акценты в ятре давно сместились на другие программы.dnepr4

Успешно развивается Магдалиновский проект. В двух часах езды от города выкупили бывший пионерлагерь, навели порядок, сделали ремонт и создали культурно-проповеднический центр, где можно отдыхать, работать, обучаться, практиковать сознание Кришны, да ещё и выращивать экологически чистые фрукты и овощи! Руководит проектом Шриман Према Раса прабху. Состоятельные преданные вложили туда средства, и уже не первый год лагерь принимает йогов на обучение хатха-йоге, детей – на отдых, последователей Аударьи Дхамы прабху – на семинары по аюрведе. Проводятся там также ретриты и вьяса-пуджи.
Как говорится, пришло время «кипятить молоко», то есть больше уделять внимания тем, кто уже присоединился к сознанию Кришны. Что ж, это тоже правильно. Главное — не забыть, что Движение Господа Чайтаньи проповедническое, а книги Шрилы Прабхупады – основа этого Движения.

Материал подготовил Сингха Рупа дас