Великий град Киев.

1kievВ одном из живописных районов Киева, по адресу переулок Зоряный, 16, возвышается величественное строение с куполами – храм Международного общества сознания Кришны, или Нью-Навадвипа мандир. Первые преданные в Киеве появились в конце 70-х. Сейчас в Украине условия для распространения сознания Кришны чуть ли не самые лучшие в СНГ, но тогда все было по-другому.

Преданных преследовали, и они собирались тайно, от случая к случаю. Более или менее регулярные программы в Киеве начали проходить только во второй половине 80-х. Вайшнавы создали четыре нама-хатты, у каждой из которых был свой лидер, или, как сейчас принято говорить, куратор. Нама-хатты возглавляли: Ачьютаприя прабху, Атапарупа деви даси, Чандрашекхара прабху и Амала-бхакта прабху. В доме у Амала-бхакты прабху по воскресеньям собиралось до двадцати человек.3kiev2

Ачьютаприя прабху: Приходили мы туда с самого начала 80-х годов и проводили программы. Это были первые встречи с преданными, на которые мы попали. На этих программах мы долго пели Харе Кришна, потом нам раздавали прасад. Прасад был простой: горох вареный с капустой, тмином и черным перцем – это было необычайно экзотично. На эту квартиру к Амала-бхакте прабху потом приходили из КГБ и устраивали обыски. Можно с уверенность сказать, что с этого места началось сознание Кришны в Киеве.

После того как Амала-бхакту прабху посадили в тюрьму за распространение сознания Кришны, программы стали проходить на Русановской набережной у Ачьютаприи прабху и матаджи Атапарупы.

Ачьютаприя прабху: На набережной мы жили, когда были в глубоком подполье. Иногда у нас собирались преданные, особенно когда приезжали проповедники из Москвы. Сюда к нам однажды тоже пришли с обыском. У нас было какое-то количество книг и много фотографий (я печатал их с помощью фотоувеличителя). В основном это были изображения Шрилы Прабхупады и другие. Я вовремя почувствовал, что скоро к нам должны прийти с обыском, и все вывез.

4kiev3Соседи и сейчас рады видеть преданных, которые в свое время завоевали их сердца с помощью прасада. Они говорят, что стоит им увидеть преданных, как сразу вспоминается замечательное угощение.

Сознание Кришны принималось очень серьезно всеми, кто с ним соприкасался. Это, скорее всего, было обусловлено голодом по духовной жизни, сформировавшимся у людей за период существования Советского Союза. Книги в то время распространяли все. Отдельной группы санкиртаны как таковой не существовало. Немного позже киевские преданные начали выезжать на санкиртану в другие города Киевской области и Украины.

Не все было так гладко в распространении книг. Часто, чтобы продолжать проповедь, преданные притворялись торговцами, или, как тогда говорили, спекулянтами. В этом случае у властей возникало меньше вопросов и беспокойств. Одними из самых активных проповедников того времени были Санкаршана прабху и его супруга матаджи Мадана-Мохини.11kiril

Санкаршана прабху: Давление властей дало развитию общества определенный толчок. Людям, которые где-то узнавали о кришнаитах, совсем не просто было приобщиться к ним и получать знания, но это только усиливало их энтузиазм. Вначале, если милиционер встречал проповедника, распространявшего книги, он сразу забирал его в участок, изымал книги и сажал на несколько суток. Распространение книг считалось нарушением общественного порядка. Почти всегда преданные попадали в участок группами и там все вместе проповедовали милиционерам. А однажды во время харинамы милиция взяла нас в оцепление таким образом, что получился живой коридор из милиционеров протяженностью где-то 150 метров. Но нас это не остановило — мы продолжали ходить туда-сюда и петь внутри оцепления.

Позже я и моя супруга Мадана-Мохини стали договариваться с властями о размещении в городе столиков с книгами. Горисполком составлял комиссию по изучению нашего вопроса, проводились разъяснительные беседы, и только потом давалось разрешение. Так появилось несколько столиков санкиртаны по всему Киеву. Милиция в случае со столиками уже претензий к нам не имела, поскольку у всех санкиртанщиков на руках были разрешения из исполкома. Преданным, которые распространяли больше всех книг, вручались грамоты. Каждый год Ачьютаприя прабху подводил итоги санкиртаны и награждал лучших.

6kiev4Затем была куплена квартира на улице Котовского, и поднялась новая мощная волна проповеди.

Ачьютаприя прабху: В доме номер 3 по улице Котовского, начиная с 1987 года, мы стали проводить регулярные воскресные программы. Тогда началась перестройка, и политический климат потеплел. К нам приходило огромное количество людей. Это была двухкомнатная квартира: первая комната — 18 квадратных метров, а вторая — 12. Вторая комната всегда была забита книгами, там оставался проход метровой ширины, в котором мне приходилось спать. Люди сидели в коридоре, в ванной, на лестничной клетке, и все принимали прасад. За одну программу мы раздавали до ста тарелок прасада. Тогда уже мы громко пели Харе Кришна, и атмосфера была очень хорошей.

Преданные часто расклеивали по городу листовки, в которых сообщалось о проведении лекций по йоге. Множество людей собиралось на подобные программы, которые проходили в снимаемых помещениях. Там были: лекции, киртан и, естественно, прасад.

В 1990 году преданным удалось приобрести небольшой домик в центре города по адресу ул. Дмитриевская, 21в. Площадь этого жилья составляла 24 квадратных метра, но жить на них удавалось 35 преданным! Если кто-то приходил после отбоя, то места для сна ему уже не было. Летом преданные спали на строительных контейнерах, стоящих на улице, на лавках, на земле. Возможности собраться всем вместе одновременно не было — кто-то обязательно уезжал на проповедь. В то время, чтобы провести воскресную программу для всех желающих, преданные стали снимать залы. Тогда в храме на Дмитриевской жил нынешний председатель совета храма Нью-Навадвипа мандира Агастья Муни прабху:

DSC_0507kiev

Агастья Муни прабху: Я помню, однажды в Киев на фестиваль приехал Индрадьюмна Свами. Места для проведения фестиваля у нас не было, и потому мы решили провести его в арендованном спортзале. Фестиваль был очень мощным, даже несмотря на то, что за занавеской в другой части спортзала проходили тренировки.

В 1992 году в Киеве началось строительство одного из самых крупных в СНГ храмов сознания Кришны. Первый уровень здания был завершен в 1995, и после этого все программы стали проходить там, на Зоряном. Постепенно преданные начали выкупать дома и участки вблизи храма. Всех соседей преданные кормили прасадом, хотя не все были дружески настроены по отношению к ним. Одна женщина преклонного возраста жила непосредственно возле храма. Она любила постучать своей тростью по машинам преданных, которые стояли у входа в ее двор. В основном такое происходило во время воскресных программ, когда съезжалось большое количество преданных. Но вскоре неумолимая соседка переехала на другое место жительства, и теперь в этом доме живут преданные.DSC_0594kiev

Первыми брахмачари, еще в помещении на Дмитриевской, стали Сварупа Дамодара прабху, Агастья Муни прабху и Бхайраватарджака прабху. Немного позже к ним присоединились Дамодара-лила прабху и Антарьями прабху. Ашрам брахмачари на Зоряном состоял уже из 30-40 человек. Было много выездных групп, санкиртана имела очень большой размах. Киевские преданные не щадили себя, и в своих проповеднических путешествиях часто доезжали аж до Сибири!

Дамодара Чаран прабху: Однажды мы распространяли книги в Екатеринбургской области. Это было во время марафона Шрилы Прабхупады, приближался Новый год, и делать все нужно было очень быстро. Враджендра-сута прабху отправился в маленький город для того, чтобы подписать работников предприятия на приобретение книг, а мы с Дамодарой прабху должны были доставить туда партию литературы. Сложность ситуации заключалась в том, что транспорта туда почти никакого не ходило. Летом в тот город летали вертолеты, а зимой дорогу прокладывали по замерзшему озеру. Общественный транспорт появлялся там только по выходным, чтобы привезти на завод новую смену, а в будние дни на дороге встречались только лесовозы. Кое-как нам удалось добраться до половины пути — нас подвез водитель на самосвале. Места в кабине не было, и поэтому пришлось ехать в кузове. Водитель довез нас до развилки посреди леса, а дальше нам было не по пути. Мы стояли там, пытаясь поймать попутку, но это было невозможно. Грузовые машины проезжали мимо нас, не останавливаясь, потому что были загружены. Стояли мы долго — несколько часов. Когда стемнело, мы почувствовали, что начинаем замерзать, и стали по очереди бегать вокруг упаковок с книгами. Так удавалась хоть ненадолго согреться. Наконец появилась машина, которая могла нас подобрать, но она ехала в противоположную сторону. Водитель смилостивился над нами и отвез на несколько километров назад, чтобы найти ночлег. Мы приехали на местную лесопилку и там в одном из бараков заночевали. На следующий день мы повторили попытку добраться, и она оказалась удачной.

DSC_0575kievГероизм в распространении книг киевские преданные проявляли всегда. Даже случалось такое, что для того, чтобы отправить партию книг из Киева, преданные останавливали самолет, выехавший на взлетную полосу!

Так или иначе, к концу 90-х масштабы санкиртаны понемногу сузились до пределов Украины. Преданные стали понимать, что проповедовать нужно так, чтобы была возможность заботиться о результатах проповеди — о новых людях в сознании Кришны. Такое понимание появилось благодаря Ниранджане Свами Махараджу, который тогда стал представителем GBC в Украине. Враджа Кумар прабху, возглавлявший санкиртану во второй половине 90-х и начале 2000-х годов, организовал две машины КамАЗ с кунгами для того, чтобы проповедовать на территории Украины. Кунги были обустроены для жилья — в них можно было и омовение совершить, и прасад приготовить, но несмотря на это путешествия в них были довольно аскетичными, так как в каждом кунге жило до десяти преданных. И зимой, и летом команда Враджа Кумара прабху ездила по городам Украины и распространяла книги Шрилы Прабхупады с великим энтузиазмом.DSC_0432kiev

Со временем кунги перестали ездить по Украине. Причины были разные — начиная с трудностей содержания таких групп до уменьшения количества брахмачари в Киевском храме.

Дамодара Чаран прабху: Количество преданных в брахмачари-ашраме то увеличивалось, то уменьшалось не один раз. Мы постепенно начали задумываться над тем, кого мы берем жить в храм. Это также было связано со вступлением общины вайшнавов в новую стадию развития. Если раньше нам казалось, что главное — как можно больше распространить книг и даже неважно, каким способом, то теперь мы стали задумываться о качестве проповеди и о развитии взаимоотношений. В период «бурной» санкиртаны, когда к нам приходил новый преданный, мы сразу же принимали его в брахмачари-ашрам, если он того хотел, и радовались тому, что растет количество людей. Теперь мы уделяем больше времени тому, чтобы разобраться в природе вайшнава и понять, нужна ли ему жизнь в храме. Большой акцент ставится на обучение брахмачари, так как иногда преданные, выходившие на проповедь, не совсем соответствовали тому, что написано в книгах Прабхупады. В основном это касалось этикета.

В тот период многие преданные поняли, что должны продолжать свое служение в грихастха-ашраме. Часто это решение было нелегко принять, поскольку в умах оставались старые стереотипы. Многие брахмачари думали, что принятие грихастха-ашрама является падением. Но позже все стало на свои места, и теперь санкиртаной занимаются не только брахмачари, но и вся община. Постепенно брахмачари-ашрам Киева входит в свой «Золотой век».

После многих изменений и испытаний киевская община вайшнавов построила действительно крепкие отношения. Ачьютаприя прабху, который является региональным секретарем Украины и Молдовы, всегда вдохновляет преданных на то, чтобы они заботились друг о друге. Когда у преданных начинают развиваться взаимоотношения, центром для всех становится воспевание святого имени. Именно это и происходит в киевском храме. Община преданных все больше становится похожей на семью, и санкиртана сама собой становится делом семейным!
Материал подготовил бх. Артем Демин.

10ghjuy8kiev

9kiev

5aaaa

DSC_0660kiev