Город на краю Гималайских гор

Almati_10_16Последнее время, распространяя книги, я говорю: «Хочу поделиться с вами, радостью. Я читаю эти книги, они мне помогают в жизни, и потому хочу с вами искренне поделиться этим знанием». Меня спрашивают: «Ну и как, работает, помогает?»


— Помогает!

И люди покупают книги. Просто берет верх чистота. Если даже мы не знаем, что говорить людям, нужно от чистого сердца представить эти книги, потому что нас они вдохновляют, они помогают нам в жизни справиться с проблемами, понять реальность. Особой техники тут нет, мы просто хотим передать это послание, мы видим, что люди страдают, и действуем из чувства долга, в духе сострадания. Конечно, мы должны учиться определенным вещам, но это не столь важно. Важно искренне нести это послание. Однажды Шрила Прабхупада ехал в машине и плакал, потому что видел, как люди страдают. Они пытаются наслаждаться, но их попытки тщетны, поскольку они не знают Кришну. Санкиртана в духе сострадания позволяет почувствовать эти эмоции Шрилы Прабхупады и действовать с чистыми мотивами!

Много событий, радостных и тревожных, произошло здесь со времени покупки фермы. Но как бы то ни было, ферма «Шри Вриндаван-дхам»не только существует, но и дает прибежище всем желающим.

Душой фермы и ятры алматинских вайшнавов являются не только удивительно милостивые Божества, но и Их совершенный слуга Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами, ученик Шрилы Прабхупады, Джи-би-си по Казахстану и Средней Азии. Рассказ о его деятельном служении в регионе достоин отдельного внимания и мес

Последнее время, распространяя книги, я говорю: «Хочу поделиться с вами, радостью. Я читаю эти книги, они мне помогают в жизни, и потому хочу с вами искренне поделиться этим знанием». Меня спрашивают: «Ну и как, работает, помогает?»

— Помогает!

И люди покупают книги. Просто берет верх чистота. Если даже мы не знаем, что говорить людям, нужно от чистого сердца представить эти книги, потому что нас они вдохновляют, они помогают нам в жизни справиться с проблемами, понять реальность. Особой техники тут нет, мы просто хотим передать это послание, мы видим, что люди страдают, и действуем из чувства долга, в духе сострадания. Конечно, мы должны учиться определенным вещам, но это не столь важно. Важно искренне нести это послание. Однажды Шрила Прабхупада ехал в машине и плакал, потому что видел, как люди страдают. Они пытаются наслаждаться, но их попытки тщетны, поскольку они не знают Кришну. Санкиртана в духе сострадания позволяет почувствовать эти эмоции Шрилы Прабхупады и действовать с чистыми мотивами!

Много событий, радостных и тревожных, произошло здесь со времени покупки фермы. Но как бы то ни было, ферма «Шри Вриндаван-дхам»не только существует, но и дает прибежище всем желающим.

Душой фермы и ятры алматинских вайшнавов являются не только удивительно милостивые Божества, но и Их совершенный слуга Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами, ученик Шрилы Прабхупады, Джи-би-си по Казахстану и Средней Азии. Рассказ о его деятельном служении в регионе достоин отдельного внимания и места.

Гостям фермы есть что посмотреть и чему удивиться: храм, гошала с необыкновенно крупными и красивыми рогатыми обитателями, просторный пандал, ягья-кунда, цветник с яблоневым садом, озеро с прилегающим к нему домиком Махараджа, лесочек и огород. Уже много лет ферма «Шри Вриндаван-дхам» является местом проведения воскресных и праздничных программ, ежегодного фестиваля Шри Кришна-джанмаштами, на который приглашаются ученики Шрилы Прабхупады, гуру ИСККОН. Атмосфера фермы помогает страждущим получить отдохновение и радость преданного служения. Но так было не всегда. Как же все начиналось?

Almati_10_17

Almati_10_1 Гостям фермы есть что посмотреть и чему удивиться: храм, гошала с необыкновенно крупными и красивыми рогатыми обитателями, просторный пандал, ягья-кунда, цветник с яблоневым садом, озеро с прилегающим к нему домиком Махараджа, лесочек и огород. Уже много лет ферма «Шри Вриндаван-дхам» является местом проведения воскресных и праздничных программ, ежегодного фестиваля Шри Кришна-джанмаштами, на который приглашаются ученики Шрилы Прабхупады, гуру ИСККОН. Атмосфера фермы помогает страждущим получить отдохновение и радость преданного служения. Но так было не всегда. Как же все начиналось?

  Almati_10_7 

 Кришна-аватар прабху (первый пуджари храма на Коммунаров, 5):

Самые первые преданные, появившиеся в Алматы, были ташкентцы Хамсадута прабху и Мадхавагхош прабху. Было это в 1988-89 годах. Сами они стали преданными благодаря общению с Вайдьянатхом прабху (ныне Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами) и Чайтаньей Чандрой Чараном прабху. Они были художниками, и проповедовать им было легче в своей среде. Так, не зная никого в городе, они просто попросились в тесное общежитие театрально-художественного института возле Никольского рынка на ночлег, и дело пошло. Тем, кто их пустил, они готовили прасад и проповедовали с 4 утра до поздней ночи. Они изучали с ними бхаджаны, учили поклоняться Господу, вести службу. Позже к ним присоединились студенты других вузов.

Даянидхи прабху:
Учеба была заброшена, почти все время начинающие бхакты проводили с ташкентскими преданными. Таким образом, первыми преданными Алматы стали художники и музыканты. Двое из них – это ныне известные вайшнавы-художники (они живут и служат во Вриндаване) Сатчитананда прабху и Анджана прабху. Вся роспись и картины в делийском храме Радха-Партха-саратхи – дело их талантливых рук. Затем преданным стал преподаватель Академии искусств Бали Прия прабху, который аккуратно начал проповедовать своим студентам сознание Кришны. В результате постепенно преданными стали Триюга прабху, Махаджан прабху, а чуть позже Махададхи-шая прабху и Бхума прабху

 

 Almati_10_8

Даянидхи прабху:
Учеба была заброшена, почти все время начинающие бхакты проводили с ташкентскими преданными. Таким образом, первыми преданными Алматы стали художники и музыканты. Двое из них – это ныне известные вайшнавы-художники (они живут и служат во Вриндаване) Сатчитананда прабху и Анджана прабху. Вся роспись и картины в делийском храме Радха-Партха-саратхи – дело их талантливых рук. Затем преданным стал преподаватель Академии искусств Бали Прия прабху, который аккуратно начал проповедовать своим студентам сознание Кришны. В результате постепенно преданными стали Триюга прабху, Махаджан прабху, а чуть позже Махададхи-шая прабху и Бхума прабху   

 

Almati_10_6

 Бахыт:

Осенью 1989 мой друг Тимур Тезекбаев из Индии привез «Бхагавад-гиту как она есть» и дал мне почитать. Потом такую же книгу я увидел у экстрасенса Сергея Дудина, одного из первых трех преданных города. Осенью 1989 года мои друг Исмет пригласил меня на лекцию о медитации. Он работал научным сотрудником в Институте философии АН Казахской ССР и дружил с большим авторитетом в области медитации Акрамканом. Почему-то я был уверен, что лекцию по медитации будет давать именно он. Когда я заглянул в кабинет, лекция была в полном разгаре, но лектор был какой-то незнакомый мне «субтильный молодой человек в поповской рясе с бусами на шее и в очках». С ним была молодая женщина, которую он называл Ирина Николаевна. Они очень дружелюбно и радушно предложили мне войти. Одного беглого взгляда на книги, разложенные на столе, было достаточно, чтобы сделать выводы, что это не алматинцы, а, скорее всего, москвичи и что это кришнаиты. Они остановились у Сергея Дудина.

Субтильного молодого человека звали Алексей Мусатов (Ашутоша дас). Тогда я еще ничего не знал о существовании ИСККОН и о том, что Ашутоша дас проповедовал самостийно, то есть без согласования с духовными лидерами Движения.

  За короткий срок (неделю) они провели много лекций и встреч в разных организациях и учебных заведениях города: в Национальной библиотеке им. Пушкина, Педагогическом университете АГУ, Музыкальном училище имени Чайковского и в рок-лаборатории (как говорили тогда музыканты, в рок-тусовке «Рухани»). Во время этих лекций я познакомился со студентом консерватории Толиком Пивненко (ныне он обосновался и проповедует в Сеуле, Южной Корее), с певцом Русланом Букаровым, с Русланом (Ручи прабху), а также с Сергеем Соколовым (Шаяной прабху, который уже около десятка лет серьезный последователь учения буддизма).

 Almati_10_20

  За короткий срок (неделю) они провели много лекций и встреч в разных организациях и учебных заведениях города: в Национальной библиотеке им. Пушкина, Педагогическом университете АГУ, Музыкальном училище имени Чайковского и в рок-лаборатории (как говорили тогда музыканты, в рок-тусовке «Рухани»). Во время этих лекций я познакомился со студентом консерватории Толиком Пивненко (ныне он обосновался и проповедует в Сеуле, Южной Корее), с певцом Русланом Букаровым, с Русланом (Ручи прабху), а также с Сергеем Соколовым (Шаяной прабху, который уже около десятка лет серьезный последователь учения буддизма).

Almati_10_5 

Я, Дудин и мой друг-скрипач Мухтар Мусинов (впоследствии Мурари Кришна прабху, ученик Е.С. Ниранджаны Свами, и первый инициированный преданный из Казахстана) подключились к проведению этих лекций как музыканты.

Ныне Мурари Кришна прабху тоже живет в Сеуле, где является активным участником южнокорейского отделения ИСККОН. В группе экстрасенса Дудина был также Максим Алексеев (впоследствии Матсьядева прабху, ныне Кришна-аватар прабху)

 Даянидхи прабху:

Летом 90-го храма еще не было, но мы уже жили активной духовной жизнью. Время было такое – все искали что-то новое и тайное, чтобы понять, что происходит. Мы с моей будущей женой, будучи студентами, тоже все свое время проводили в общежитии на нама-хаттах. Также мы помогали преданным организовывать лекции по организациям, и Мадхавагхош прабху давал их по нескольку раз в день, а на вопросы отвечал уже где-нибудь на улице или в сквере, а потом компания плавно переходила в общежитие, где мы с гостями проводили службы и вкушали прасадам. Распространяли привезенные из Москвы книги. Санкиртанили так, что книги не успевали донести до искомого пункта (обычно до ЦУМа). Еще в автобусе успевали распространить все, и возвращались за новой партией.

  

Almati_10_10

  Бхагавад-дхарма прабху:

Впервые с преданными я встретился в ЦУМе в 1990 году. Мы поднимались с сыном на второй этаж, и я почему-то взглянул вниз и увидел, как там что-то блеснуло в руках у девушки. Это было похоже на книгу или шкатулку. Не размышляя, я помчался вниз. Разговорились. Матаджи Шри Падма (впоследствии я узнал, что она была очень успешной санкиртанщицей) продала мне три книги в мягкой обложке. Также она пригласила меня в Ташкент на встречу с «гуру». Почему-то слово «гуру» меня насторожило, но колебание мое длилось секунду. И так, до знакомства с преданными Алматы, я поехал на встречу с ташкентскими преданными. В Ташкенте атмосфера в алтарной показалась мне сказочной. Повсюду висели картины. Множество цветов и нарядный алтарь поразили мое воображение. Мы с сыном купались в этом блаженстве три дня, а потом, обогащенные телефонами и адресами алматинских преданных, отбыли домой. Алматинские преданные ожидали приезда Е.С. Прабхавишну Свами. Это было на квартире матаджи Видьи. Там я и познакомился с первыми казахскими преданными, преимущественно художниками: Шачитанандой прабху, Бали Прией прабху, матаджи Ситой и другими. В квартире народу было битком, и я из коридора не видел того, кто давал лекцию. Поэтому, когда в коридор после лекции вышел лысый человек в шафране (Мурари Кришна прабху), мне показалось, что это и есть гуру.

— Ба, да ведь это казах! Что же, существует гуру казахского происхождения?

Но следом вышел сам Махарадж, от которого исходило духовное сияние, и я понял, что он и есть гуру.

Бахыт:

Поначалу мы собирались эпизодически, то у одного, то у другого на дому, я давал лекцию по англоязычному изданию «Шримад-Бхагаватам». Но к осени-зиме 1990 Almati_10_21 года мы определились с помещением и стали собираться у Максима (Кришна-аватара прабху). Общину тогда возглавлял энергичный преданный Сергей Соколов (впоследствии Шаяна прабху). Именно благодаря Сергею Соколову община преданных в Алматы была официально зарегистрирована как Алматинское отделение Международного Общества сознания Кришны.

Бхагавад-дхарма прабху:

К тому моменту у нас с сыном на руках были путевки на Иссык-Куль. Второпях после программы я успел взять у кого-то четки, но не выяснил, как правильно ими пользоваться. 20 дней на озере я читал маха-мантру левой рукой. После стал посещать нама-хатты в общежитии вышеназванной Академии. Я продолжал знакомиться с новыми для меня преданными – Соколовым (впоследствии организатором храма на Коммунарах в 92-м), Дудиным, Гульден, Даянидхи прабху, Гаятри деви даси, Анджаной прабху, Вишнудасом прабху. Теперь у меня были книги, четки, садху-санга и я соблюдал принципы. Я посещал нама-хатты у Бахыта. Книг на русском тогда еще не было, и он читал нам «Шримад-Бхагаватам» с английского.

Almati_10_3

 Бахыт:

Первые харинамы в Алматы начали проводиться летом 1990 года перед приездом в город первого посетившего нас гуру Е.С. Ниранджаны Свами. Тогда по моей инициативе была организована певческая «агитбригада» из трех человек. В нее входили: Ира Мироненко (Гаури деви даси, сейчас она в Москве и продолжает музыкальное служение вместе со своим супругом-музыкантом), Руслан (Ручи прабху) и я (тогда руководитель студенческой рок-группы «Слэнг» в инязе). Репетировали мы в подвале инязовского общежития. Иногда к нам присоединялся скрипач Мухтар Мусинов (Мурари Кришна прабху), мой соратник по рок-группе «Кочевник-Бахсы».

Местом проведения харинам мы избрали Парк культуры и отдыха имени Горького, иногда у входа, но чаще на аллее рядом с танцплощадкой. Помню, что мы расстилали прямо на тротуаре полиэтиленовые пакеты, на которых раскладывали книги Шрилы Прабхупады, зажигали благовония и стучали в караталы. Руслан начинал вести киртан своим красивым, харизматичным голосом, а Ира и я подпевали. Наше трехголосное профи-пение очень даже неплохо слушалось. Иногда мы видели, что наши слушатели не могли сдержать слез, и это было самой лучшей наградой и объективной оценкой нашей деятельности! Когда оставалось несколько дней до приезда гуру, к нашим харинамам подключились почти все преданные. Мы стали собирать также денежные пожертвования. К приезду Ниранджаны Свами были собраны достаточные денежные средства для достойной встречи первого гуру в городе Алматы

Almati_10_4

Бхагавад-дхарма прабху:

Помню приезд региональных Джи-би-си Е.С. Ниранджаны Свами (кстати, он был первым гуру, посетившим Казахстан) и Е.С. Гопал Кришны Госвами. Их принимали у матаджи Нитья Лилы, а лекции были у Максима (сейчас Кришна-аватар прабху). Там же проходили и воскресные программы. Я, Вайдья деви даси и Ручи прабху были по возрасту постарше остальных, но таковыми себя не считали, поскольку не были первыми преданными в Алматы. Рядом с моим домом был парк, и там преданные (Бахыт, Ишвара прабху и другие) организовывали киртаны и сборы пожертвований.


Almati_10_2

Даянидхи прабху:

За период с 1990 по 92 год в Алматы приезжали Прабхавишну Свами, Гопал Кришна Госвами. А первым летом 1990-го был Е.С. Шрила Ниранджана Свами. Он был в составе туристической группы, то есть нелегально. Помню, как встретился с ним. Я сдавал в тот день экзамен и опаздывал на лекцию. Поднимаясь по лестнице, я натолкнулся на красивого, высокого мужчину в джинсах и кроссовках, слегка оттолкнулся от него и «взмыл» наверх. А там, в квартире, увидал только склоненные головы аудитории. Тогда я понял, с кем меня свела судьба на лестнице. В следующий раз после лекции мы с другом Толиком Пивненко решили проследовать за Махараджем по улице. Так он нас заворожил. Мы шли за ним по Фурманова, а он, ни о чем не подозревавший, улыбался всем прохожим, освящая их жизнь. И тут нам пришла в голову идея как-то выделиться. Мы решили прокричать «Харибол!» И прокричали, ожидая его реакции. А он резко обернулся, засиял счастливой улыбкой, вскинул свои красивые длинные руки и воскликнул: «Харе Кришна!» Вдохновленные мы раз 15 приветствовали Махараджа, и он столько же раз откликался. Он просто купил нас своей простотой и искренностью. Толик потом два года служил в группе Его Милости Аиндры прабху, а сейчас в Корее оплачивает перевод и издание книг Прабхупады на корейский язык.

Кришна-аватар прабху:

Я жил на Ауэзова-Кирова в однокомнатной квартире. В какой-то момент решили, что хорошо было бы это жилище превратить в ашрам брахмачари. Мы с Русланом (Ручи прабху) ввели храмовое расписание и строго следили за садханой. Особенно нас волновал ранний подъем по принципу «чем раньше, тем лучше». Наши состязания доходили до абсурда – иногда мы вставали в час или два ночи. А обливались исключительно ледяной водой, невзирая на яростное сопротивление тела и ума. Вообще, с нашим чрезмерным радением было связано много смешных и грустных ситуаций.

Там же мы первый раз приняли Е.С. Гопал Кришну Госвами Махараджа, на лекцию которого пришло до 80 человек, и все поместились в однокомнатную квартиру. Причем весьма энергично провели киртан, а рядом лежала огромная гора верхней одежды. Позже средства от продажи той квартиры были использованы для покупки храма.

Almati_10_14 

 Благодаря всепоглощающей проповеди община преданных росла качественно и количественно. Дело шло к покупке дома под храм. Поискав какое-то время, преданные остановили свой выбор на домике в частном секторе, отдаленном от центра города. Это был переулок Коммунаров, 5 на первой Алматы недалеко от ВАЗа. Параллельно с ними этот дом хотели выкупить какие-то бизнесмены. Но преданные проявили настойчивость, и дом под храм был куплен. Позже он неоднократно достраивался, украшался и улучшался преданными. А на два-три километра выше по ул. Гете – ближе к горам, – на пожертвования Е.С. Гопал Кришны Госвами, был приобретен дом для женского ашрама. Это было ветхое здание, с перекосившимся вторым этажом, где полы были под явным наклоном, и когда 10-15 человек дружно начинали прыгать на киртане, то алтарная комната начинала очень ощутимо шататься и раскачиваться в такт даже несильного подпрыгиванию десятка-двух преданных.Но, так или иначе, ему суждено было стать первым официальным прибежищем и центром ИСККОН в Казахстане.

Бахыт:

Весной 1991 года община обзавелась своим собственным храмом по адресу: переулок Коммунаров, дом 5, что неподалеку от Дома культуры «Колос». Говорят, что этот дом был приобретен на средства Мурари Кришны прабху и Кришна-аватара прабху.

Мурари Кришна прабху:

В 1992 году мы с моим гуру Е.С. Ниранджаной Свами приехали из Москвы (до этого я сопровождал его в поездках по Молдавии и Украине) в Алматы. Я повел его в банк, снял накопленную сумму в 30 тысяч рублей со счета и отдал ее Махараджу. Таким жестом я расставался со своими привязанностями. А Махарадж тут же передал их президенту храма Вишнудасу прабху. У меня как гора с плеч свалилась.

В новом храме все преданные старались быть передовыми, служить гуру самым наилучшим образом. Первоначально поклонялись изображению Панча-таттвы, а первым пуджари стал Матсьядевапрабху (нынешний Кришна-аватар прабху).

Когда же появились Божества в алматинском храме?

Almati_10_9Васуттама прабху (один из первых пуджари):

Запомнилось впечатление от первого посещения храма. Невероятно чистый двор, дорожки в саду и такая же чистая и уютная алтарная. А во дворе сидит и молится преданный, обратив взор в небо. Ощущение создалось такое, как будто это древний монастырь, в котором многие души обрели совершенство жизни. Я стал приезжать в храм в свободное от учебы время для общения и служения.

А Божества мы ждали еще во время приезда Прабхавишну Свами. Такой прошел слух, и мы стали готовиться к Ратха-ятре, смастерили паланкин с куполом для Джаганнатхи. Это было в конце лета 1991. Встречая Махараджа в аэропорту, образовали большой круг на площади и вели неистовый киртан с танцами. Божеств мы тогда не увидели, но день был потрясающе наполнен великолепием от присутствия чистого преданного.

Будучи студентом отделения драматического и кукольного театра, я интересовался всем, что связано с изготовлением Божеств и нарядов для Них. Даже изготовил довольно крупную скульптуру Лакшми. Один раз показал ее ташкентским преданным. Кто-то из них повел нас, несколько человек (бывших на тот момент в алтарной), на книжный склад. Там, на подиуме из книг, стояли еще нерасписанные Шри Шри Даял-Нитай и Виджай-Гауранга. Они были одеты в дхоти из блестящей ткани и чадары из атласных лент. Ничего красивее я никогда не видел. Божества не отпускали от Себя, но при этом какая-то неведомая сила не подпускала к Ним.

А появились они в Алматы благодаря ученику Прабхупады Киртираджу прабху, Джи-би-си по СНГ в то время. Насколько я знаю, он купил и заказал 75 пар мурти Гаура-Нитай для СНГовских центров ИСККОН и разослал Их. Наших Божеств привез президент храма (преданный из Питера) Вишнудас прабху, один из первых советских преданных. Позднее Гауранги (она была модельером) и я по благословению Е.С. Гопал Кришны Госвами шили Божествам Их первые наряды.

Первая волна преданных – грихастхи, брахмачари и брахмачарини – распространяла духовные знания с особым упоением и страстью. Распространяли в поездах, по квартирам, паркам и улицам. Преданные говорят, что это время самозабвенного предания и проповеди уникально и неповторимо. Дружные и сплоченные молодые преданные старались быть послушны воле гуру и старших преданных из Ташкента, которые не оставляли регион без внимания.

Бхагавад-дхарма прабху:

Не помню, на чьи средства, но дом под первый храм был выкуплен в 1992 году. Началась необычная жизнь, даже для нас, грихастх. В храм отовсюду слетелись брахмачари и, вдохновленные лекциями Махараджей, стали выходить на санкиртану. Самыми незаурядными проповедниками тех лет были: Триюга прабху, Бахидас прабху, Враджамани прабху, Махаджан прабху, Ашрам прабху, Адоша Дарша прабху. И всё, что мы, грихастхи, делали тогда, было для них. Любые сбережения, запасы, подработки, вещи, ту же сантехнику мы несли в храм. Ятра стремительно росла и развивалась. Санкиртанщики разъезжали с проповедью по Казахстану, а мы с нетерпением и гордостью ждали их. И они возвращались с мешками денег. А мы устраивали пиры. В те годы бизнесмен Анатолий был неизменным спонсором храма. Он оплатил отделку храмовой комнаты, покупал продукты, зимой организовывал для брахмачари фрукты и баню, а также сам готовил для преданных.

Almati_10_11

Адоша Дарша прабху:

Я занимался санкиртаной с 1991 по 1999 годы. Ездили по разным регионам Казахстана, даже в труднодоступные районы, такие как Кзыл-Орда. Летали на вертолетах на нефтяные и газовые скважины. Когда проповедуешь, сразу видишь разницу между карми и преданными и начинаешь больше ценить преданных. Сомнения уходят, причем быстрыми темпами, и заблуждения по поводу материального счастья тоже. Испытания на санкиртане предстают «во всей красе» — то есть видишь в них милость Кришны.

Однажды на марафоне в Алматы мы распространяли комплектами по офисам. В тот день у меня хорошо брали книги. Вечером остался один комплект. Решил пойти по квартирам, чтобы не возвращаться в ашрам с книгами. Выбрал хороший район, поднялся на лифте, чтобы сверху вниз пройти подъезд. В первых двух квартирах никто не открыл, и я пошел вниз. Внезапно я увидел людей, прилично одетых, но с пистолетами. Ни слова не сказав, они начали меня избивать, направляя пистолет в голову. Я думал, им нужны деньги, но потом понял, что они приняли меня не за того. Вдруг мне стало ясно, что это конец, и я начал громко повторять «Намасте Нарасимхая». Они остолбенели, не понимая, что происходит. Старший сразу приказал остановиться и потребовал обыскать меня. Решили отвести в РОВД. Там я просидел до 4 утра. Выйдя из РОВД, я шел по начинавшему просыпаться городу. В овощном киоске купил апельсин и предложил его Кришне. Тут опять на дороге едет милицейская машина – останавливается. «Ну вот, опять отвезут в РОВД», — думаю я. Спросили, куда иду. Я ответил, что в район первой Алматы, в ашрам. Стал проповедовать. Они согласились отвезти меня до ашрама. Я угостил их прасадом и распространил книгу. Так я еще раз получил свидетельство милости Господа. В храме я попал на приветствие Божеств, что называется «с корабля на бал». Спасибо тебе, дорогой Господь, что в те первые годы занял меня санкиртаной!

Кришна-аватар прабху:

Помню, как красиво были оформлены книги в те годы – комплектами, в прозрачной бумаге и ленточках. Тогда это смотрелось довольно необычно. Да и сами «книготорговцы» выглядели слегка странновато и поэтому привлекательно – за спиной рюкзак, забитый до отказа книгами-комплектами выше головы, в руках по комплекту, и, конечно, с горящими глазами и вдохновленными лицами. Тяжеловато, конечно, было с такой ношей. И ум мешал. Но, так или иначе, Кришна помогал превозмочь майю, и книги расходились, а мы бежали в храм за новой партией.

Бхагавад-дхарма прабху:

Условия в ашраме были достаточно аскетичными: сыро, прохладно и душ толком не работал. Вместе с пуджари и поваром (Сварупой прабху) в ашраме жило человек 20. А я как раз получил новую квартиру и успел в ней, еще толком необжитой, принять своего Гурудева Е.С. Гопал Кришну Госвами, а позже Е.С. Ниранджану Свами. Брахмачари тоже привлеклись условиями более-менее устроенного быта в нашем грихастха-ашраме и стали приезжать жить у нас. Я любил их всех и был рад служить им со своей семьей, а они потчевали нас санкиртанскими историями – интересными и поучительными. Я не обижался, когда брахмачари в лицо говорили, что как у грихастхи у меня всего 50% шансов попасть в духовный мир. Я им смиренно внимал и верил. Какие киртаны они проводили, какие лекции! Столько шакти нам передавалось, аж до дрожи в теле! Мы очень старались равняться на них и оправдать свое «грихастхинское» существование. Ведь это от них получали мы необходимый экстаз, заряд бодрости, преданности и бескорыстного служения гурудеву.

 Almati_10_12

 Однажды Хамсадута прабху сказал, обращаясь к собравшимся вокруг него молодым брахмачари: «Цените общество бхакт, в котором вы находитесь. Через некоторое время вы разъедетесь, жизнь раскидает вас по городам и ашрамам. В этом составе вы уже никогда не будете вместе! Так цените то, что имеете, и никогда не уходите от Кришны!»

И преданные ценили все, что они приобрели по милости свыше, параллельно прикладывая огромные усилия и не боясь никаких преград. Иногда перенапрягая свое тело и ум.

Кришна-аватар прабху:

В 1993-94 годах к нам приезжал Айодхьяпати прабху, и поскольку он высококлассный повар и опытный преданный, то взялся за тотальное поднятие стандарта приготовления прасада, поклонения Божествам в Алматы и, конечно же, устраивал заводные киртаны. Храм был маленький, тесный, а нас много – как селедки в бочке. Махарадж водил нас, потных, до мыльной пены по алтарной, потом выводил на улицу, водил вокруг храма и снова в алтарную. Вот таким образом закалялось наше сознание Кришны.

Бхагавад-дхарма прабху:

Еще вспоминаю, как мы всей ятрой ездили в Москву на фестиваль «Харе Кришна Бхаджан Бэнд». Мы тогда заняли первое место из всех советских ятр по количеству приехавших на фестиваль. Нас было где-то полтора вагона преданных. Этот фестиваль запомнился мне как нечто грандиозное, мы впервые увидели столько гуру вместе. Такой огромный стадион в Олимпийском комплексе, и весь заполнен преданными – аж дух захватывало! До сих пор ощущаю это несказанное счастье. Бой Джордж пел Харе Кришна мантру, а затем была Ратха-ятра в парке. В тот день в парке было много пьяных моряков. И какой-то из них мешал своими выкриками Е.С. Мукунде Госвами читать лекцию. Махарадж и бровью не повел. Меня это, такая культура и выдержка, сильно впечатлило и стало установкой на всю жизнь – оставаться невозмутимым в любой ситуации. Махарадж просто предался Кришне, и произошло чудо. К моряку подошла девочка с маха-прасадом, и он не только сам успокоился, а стал и других урезонивать. Е.С. Бхакти Бхринга Говинда Свами (тогда Айодхьяпати прабху) водил преданных по кругу во время киртана, а потом взобрался на спину какому-то морячку и «ездил» по залу! Смешно и экстатично. Причем, моряка тоже пробило – он выглядел умиленным и даже прослезился. А Бхакти Вайбхава Свами делал сальто. Такие неподражаемые у нас Махараджи!

 Almati_10_18

 Выездные группы санкиртаны. Их в те годы было не счесть. Вдоль и поперек изъездили молодые санкиртанщики Казахстан. Охватывали также Среднюю Азию и даже Россию, сея благостное и вечное знание Прабхупады, способствуя укреплению ятр на местах. Обучения как такового не было. «Созревать» молодым санкиртанщикам приходилось не по дням, а по часам. Лидерами санкиртаны были Триюга прабху и Бахидас прабху.

Кришна-аватар прабху:

Я занимался санкиртаной, пока жил в ашраме с 1991 по 1996 годы. Вместе с другими преданными объездили многие города республики. Первый свой марафон я провел в Костанай. Мы остановились в очень холодной общаге, где внутри помещения изо рта шел пар. Омовение было, как у моржей, из-за этого и аппетит был усиленный. Сейчас не понимаю, как мы так жили в холоде, да еще проявляли чудеса энтузиазма. Как истинные брахмачари, мы вставали рано утром строго по садхане с 3:00 до 3:30. Ишвара Кришна прабху, как солдат, быстро выползал из спальника; затем я, как по регламенту, — после Шаддхи прабху, грихастха, полежав немного, — медленно выползал из своего спальника. Джапу читали с переживанием и очень искренней мольбой к Кришне: «Господь позволь нам увеличить количество распространяемых книг». После чего готовили любимую Ишвара Кришной каждодневную упму. Помню, когда была моя очередь готовить завтрак, я включал на плеере зажигательный бхаджан Шри Вишнупада «Go to Sankirtan!..», после чего у нас были такие приступы энтузиазма, что мы все трое буквально выбегали уже в 9:00 утра на распространение книг. За месяц мы с Ишвара Кришной прабху и Шаддхи прабху распространили очень много книг.

Даянидхи прабху:

Как-то на выездной (это был городок Мерке, Джамбульская область) мы с Адоша Даршой прабху выбрали каждый по улице и пошли проповедовать. Народ так хорошо покупал книги, что денег были полные карманы. На пути в ресторан я зашел прямиком на кухню, продал кому-то «Шримад-Бхагаватам» и решил зайти в зал. В зале было скопление «отдыхающих» — турки да местные, а в центре Адоша Дарша стоит озадаченный, чем-то не угодил местным парням. Местные уже отобрали книги, кричат грозно что-то. Я понял: «пахнет паленым», — начал пробираться к туркам, чтобы получить их поддержку. Проповедь так полилась из моего встревоженного сердечка, что турки решили помочь разрешить конфликт. Отобрали они Адоша Даршу у местных вместе с книгами, а у меня купили «Бхагавад-гиту».

Бхагавад-дхарма прабху:

Санкиртанщики тех времен помогали региональным преданным укреплять ятры, расширяться и умудрялись даже в алматинский храм привозить новых брахмачари. Чуть позже, после настойчивых наставлений моего Гуру Махараджа, и я начал выходить на санкиртану. Я уже получил инициацию в то время. Целых три года я содержал семью на проценты от санкиртаны. С Кришна-аватаром прабху, Бали Прией прабху и Даянидхи прабху мы объехали весь Казахстан, заезжали даже в Россию. А такие прославленные санкиртанщики, как Триюга прабху, Враджамани прабху, Махаджан прабху, Ашрам прабху, Амуртиман прабху и Махадатхи прабху, были известны и на севере России. У них получалось распространять до 70 книг в день.

Кришна-аватар прабху:

Самые яркие моменты в моей жизни связанны с санкиртаной, особенно коллективными выездами. Все напоминало боевые действия – распределяем дворы, улицы и пошли. Триюга прабху, например, был один на миллион, мастером санкиртаны. К людям он подходил не спеша, как бы нехотя, не торопясь заводил разговор, а сам прислушивался шестым чувством к умонастроению покупателя, чтобы подобрать нужные слова. Был невозмутим, как бы не замечал отпор, отказ. Наоборот, уверенно продолжал проповедовать. И побеждал. Люди брали книги как миленькие. Какими бы крутыми и продвинутыми они ни были – перед ним не могли устоять. Умел он свой ум подключить на волну их умонастроения. Если такого, как он, подвесить вверх ногами, он и в таком состоянии не перестал бы проповедовать. Через него стали преданными десятки человек и десятки тысяч получили милость в форме книг Шрилы Прабхупады.
Чтобы не бояться проповедовать, надо зачитываться книгами Шрилы Прабхупады и внимательно воспевать святое имя, пропитываться энергией предания. Нужно концентрировать сознание в одной цели. И тогда санкиртана будет как театр или игра. Группой поймать это состояние быстрее. В группе работает закон: 1+1=1 000 000. Страха нет, только энтузиазм и бесстрашие. Крутые люди перед тобой как дети. Потому что ты на волнах любви Господа Чайтаньи и передаешь им это состояние. Поэтому на харинаме легко распространять книги, чувствуешь за спиной поддержку братьев и Господа. Люди стоят ошарашенные, видя столько преданных. А мы были ошарашены от милости Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады настолько, что волосы наши вставали дыбом. В те годы сильно чувствовалось присутствие Шрилы Прабхупады!

 Almati_10_13

 История появления других Божеств в храме (уже после переезда храма на ферму) заслуживает отдельного рассказа. Скажем только, что это заслуга Е.С. Бхакти Бхринги Говинды Свами (который к этому времени был Джи-би-си по нашему региону) и его духовных братьев. А про сегодняшний день ятры и санкиртаны в регионе устами президента Лалиты Говинды прабху можно сказать следующее:

Говорят, что лучшая книга писателя – ненаписанная. Так и у нас в ятре все лучшие достижения, наверное, впереди. В том числе в сфере отношений, менеджмента разного уровня. Но и сегодняшний день ятры интересен и разнообразен. Благодаря усилиям преданных и их проектам, прежде всего Институту прикладных духовных технологий (детище Е.М. Чайтаньи Чандры Чарана прабху и Маллика Малы матаджи), приходят новые люди, стабильно действуют нама-хатты по принципу бхакти-врикши, развиваются отношения с госструктурами. На стадии подготовки к реализации и другие проекты преданных. Очень активны сегодня именно новые преданные – воспитанники вышеуказанного Института. Благодаря их энтузиазму организовываются встречи лидеров ятры даже в таких неожиданных местах, как кафе для творческой элиты. На радио работает передача «Лилалока», центром «Брант» проводятся семинары и курсы для населения, активно работает Йога-центр и ресторан «Говиндас» (оба под руководством Кришнадаса прабху).

Но особенно хочется отметить наш брахмачари-ашрам. Еще два года назад молодежи в ашраме почти не было. На сегодняшний же день ашрам брахмачари – оплот чистоты и отречения – насчитывает около 20 молодых бхакт, которым помогают и которых курируют преданные из московского ашрама брахмачари на «Динамо». В этом году провели успешный марафон Шрилы Прабхупады и заняли третье место среди городов СНГ. Возобновились выездные группы санкиртаны. В ашраме запустили образование и систему наставников.

Almata_10_100  Прошлое всегда имеет выход в будущее. Очень хочется надеяться, что тот выдающийся заряд предания и служения сегодняшние преданные сохранят и даже преумножат! Ведь без этого максималистского настроя нам никак нельзя! Самое время вспомнить слова Хамсадуты прабху: «Цените то, что имеете. И никогда не уходите от Кришны!»

Материал подготовила Шримати Асвадита Радха д.д, Алматы, март 2011.

Кришна-аватар прабху (первый пуджари храма на Коммунаров, 5):

Самые первые преданные, появившиеся в Алматы, были ташкентцы Хамсадута прабху и Мадхавагхош прабху. Было это в 1988-89 годах. Сами они стали преданными благодаря общению с Вайдьянатхом прабху (ныне Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами) и Чайтаньей Чандрой Чараном прабху. Они были художниками, и проповедовать им было легче в своей среде. Так, не зная никого в городе, они просто попросились в тесное общежитие театрально-художественного института возле Никольского рынка на ночлег, и дело пошло. Тем, кто их пустил, они готовили прасад и проповедовали с 4 утра до поздней ночи. Они изучали с ними бхаджаны, учили поклоняться Господу, вести службу. Позже к ним присоединились студенты других вузов.

Бхагавад-дхарма прабху:

Помню приезд региональных Джи-би-си Е.С. Ниранджаны Свами (кстати, он был первым гуру, посетившим Казахстан) и Е.С. Гопал Кришны Госвами. Их принимали у матаджи Нитья Лилы, а лекции были у Максима (сейчас Кришна-аватар прабху). Там же проходили и воскресные программы. Я, Вайдья деви даси и Ручи прабху были по возрасту постарше остальных, но таковыми себя не считали, поскольку не были первыми преданными в Алматы. Рядом с моим домом был парк, и там преданные (Бахыт, Ишвара прабху и другие) организовывали киртаны и сборы пожертвований.