Из архива sankirtanam.ru: воспоминания Анирдешьи Вапу д. (опубликовано 06.05.2011)

Из архива sankirtanam.ru: воспоминания Анирдешьи Вапу д. (опубликовано 06.05.2011)

Как вы встретились с преданными?

В начале 90-го года в МГУ у главного входа с проспекта Ломоносова появился столик с книгами, которые распространял преданный. Они меня заинтересовали и я спросил его: «Что является источником талантов, энергии человека?». Он ответил: «Душа. Она — источник жизни в теле».

Ответ меня заинтриговал и я стал ходить на программы. Я хотел понять себя и других людей. Мне сразу понравилась атмосфера в обществе преданных. Такие образованные люди. Каждый раз, когда я уходил с программы, какое-то особое состояние оставалось со мной.

Потом я стал читать. Начал с маленьких книг, а на каникулах прочитал «Бхагавад-гиту» — и уже в августе решил переехать в храм. Я спросил разрешения у отца, он не возражал. Тогда я пришел в храм на Колхозной. Мне очень понравилась атмосфера дружеских отношений. Те, кто там жил, сильно отличались от материалистов.

Каков был распорядок вашего дня? Сколько часов в день вы занимались санкиртаной?

После утренней программы и завтрака мы выезжали, обед брали с собой. Машина развозила книги по точкам и переходам метро. И там, каждый на своем месте, мы распространяли целый день.

В основном настроение было молитвенное. Как я мог остановить этих людей, которые бегут куда-то? Я просто молился Кришне, чтобы Он послал их ко мне, дал мне нужные слова, которые вдохновили бы их взять эти книги. Это очень важно — медитировать на Господа.

Как вы научились распространять книги? Как вообще преданные распространяли в то время?

Это был 90-й год. В нашем ашраме лидерами санкиртаны были Кешава Пури и Сахадев. Они распространяли со столика около входа в метро, где шли большие потоки людей. Поочередно беря рупор они просто проповедовали через него, привлекая внимание людей, рассказывая им о книгах, а я помогал им заворачивать книги в обложки. Постоянно была очередь из желающих, и надо было делать это очень быстро. Амбариша прабху (теперь Бхакти Ратнакар Амбариша Свами) и некоторые другие преданные студенческого возраста тоже выходили на санкиртану. Кешава Пури и Сахадева были старше и опытнее нас. У них уходило где-то по 300 книг в день, а у остальных около 50–80.

Потом я стал сам распространять со столика. Это было в переходах в районе МГУ. Мне очень нравился вкус рассказов об этих книгах. При этом я продолжал учиться, мыть кастрюли в храме и слушать лекции Харикеши Свами. Они меня поражали. Вот так я начал распространять книги.

Что же было дальше? Формат проповеди как-то менялся?

После столиков мы стали ходить по магазинам, ресторанчикам, предлагали книги продавцам и посетителям. Подъезжали на «Рафике» по четыре человека и каждый шел в какое-нибудь людное место.

Мы тогда любили соревноваться, кто первый добежит до какого-то места или человека. Автобус не успевал остановиться, а дверь уже открывалась, и на ходу из нее выпрыгивали преданные и бежали распространять книги.

А по выходным ездили по рынкам Московской области — в то время там было много людей. Ставили столики с книгами и оставляли 5-6 преданных. Потом стали распространять по аэропортам Внуково и Домодедово.

Какие истории вам особенно запомнились?

Для меня каждая книга — это своя история.

Был период, когда мы ездили по разным городам. В одном северном городе, где-то в районе Нижневартовска, сложилась такая ситуация. Главный бухгалтер пошел нам навстречу, мы записали около 60 людей, которые хотели получить книги, и отправились в расчетный отдел. Там работало несколько женщин. Они сказали: «Зачем нам лишняя работа, нам-то с этого ничего не будет! Ну и что, что главный бухгалтер сказал?!»

Сначала я старался проповедовать, убеждать, насколько эти книги важны, как они меняют судьбу человека, но они не реагировали. Тогда Кришна дал разум. Я просто пошел и купил корзину с розами. Зашел к ним, извинился, что причинил беспокойство и уже стал уходить, когда они вдруг меня остановили, стали расспрашивать, кто я, откуда. Я стал рассказывать о себе, о книгах. Они вдохновились и согласились.

Еще одна история произошла в 93-м году, был очень мощный декабрьский марафон. Мы были в шахтерском городе Караганда в Казахстане. За месяц мы распространили три тысячи комплектов, в каждом из которых было десять больших книг и три маленьких. Недалеко, в Кумертау, была еще одна группа. Там преданный проповедовал директору завода цветных металлов и установил с ним такие отношения, что мог зайти в его кабинет в фуфайке, в то время как другие ждали у дверей в костюмах. И если тот его видел, то мог при всех подойти, обнять. Этот директор оплатил сразу две тысячи комплектов, и оставалось только найти желающих взять их. Поэтому тот преданный ходил по территории завода и раздавал их желающим.

Как вы готовились к санкиртане? Как одевались? Как представлялись, чтобы пройти на завод?

Мы говорили в основном простые вещи: что приехали из Москвы, что у нас такая миссия, мы распространяем знания, чтобы люди духовно развивались. По такой схеме мы действовали года полтора: с середины 92-го до конца 93-го. Потом в 94-м стали по улицам распространять.

У вас есть друзья, с которыми вы вместе распространяли?

Есть, конечно. Мне запомнились Сарвадева, Нимай Сундар — они очень хорошо распространяли, Амбариша прабху — с ним мы вместе жили. Некоторые сейчас другой деятельностью занимаются, некоторые продолжают…

Есть еще очень хороший друг — Садапута прабху, мы с ним вместе распространяли книги, когда я приехал в Краснодар в 96-м году. Он распространяет до сих пор по мере возможности. Вкус к проповеди у него очень развит. Наш общий друг из Москвы приехал в Краснодар до меня и рассказал ему обо мне. Наверное, поэтому мы быстро сблизились, когда я приехал. Он заботился обо мне, обеспечивал все необходимые условия для жизни и санкиртаны. Мы до сих пор дружим.

Есть еще один преданный — Апраматта прабху. Мы часто созваниваемся с ним, интересуемся, как дела, в гости приезжаем друг к другу. У него есть семья, дети, и хотя сейчас он не распространяет книги, мы часто вспоминаем те времена и вдохновляемся этими разговорами.

В те времена у санкиртанщиков был особый дух. Что это было?

Я думаю, это было желание Господа Чайтаньи на то время, поэтому распространение было таким массовым. Было столько нектара, столько преданных выходило на санкиртану! Поэтому и дух был такой мощный. Он и сейчас есть. Хотя есть много других программ, но в итоге все сходится на проповеди, распространении книг.

Хотя есть преданные, которые не распространяют книги, тем не менее все преданные так или иначе проповедуют святое имя, философию. Все мы, кто находится в этом движении, — преданные санкиртаны. Кто-то находится непосредственно на передовой, а кто-то помогает им. Грихастхи, например, воспитывают преданных, передают им дух сознания Кришны. Многие из них распространяют книги по возможности. Другие проповедуют, участвуя в харинамах. Это — вкус, который никто не может забыть, поэтому к нему возвращаются снова и снова в жизни и повседневной деятельности.

Материал подготовили Кришнананда дас и бх. Алексей Титов