От двери к двери (Анупам Кришна д.)

От двери к двери (интервью с Анупамом Кришной прабху)

— Расскажите о плюсах и минусах такой санкиртаны.

— На улице распространять проще. В квартиру ещё надо зайти как-то. Когда распространяешь по квартирам, предание должно быть полным. Дверь нам может открыть кто угодно — сумасшедший или фанатик. Зайти в подъезд сейчас труднее: везде домофоны и в связи с новым законом могут вызвать полицию. Санкиртана по квартирам уже изжила себя.

В деревнях ещё можно так распространять, там мало кто знает преданных. А в городах уже сложно. Всё бесполезно, сразу же тебя поймают.

Расскажу свой опыт, как я распространял в городе. Один преданный обучил всех распространять по квартирам. Я попал в эту группу. Просто домофон набираешь и говоришь: «в такую-то квартиру мне надо», или «ключ забыл», или что-нибудь другое придумываешь. Иногда можно просто сказать: «откройте». И тебе могут сразу открыть. Заходишь и звонишь в какую-нибудь квартиру, при этом молишься Кришне. Тебя спрашивают: «Кто там?».  Обычно отвечаю: «Это школа ведической академии». Или: «Я» (тихим голосом, чтобы меня не расслышали). Несколько раз могут переспросить, и я опять тихим голосом отвечаю, чтобы не расслышали и открыли. Смысл в том, чтобы вам открыли дверь.

Если в глазок смотрят, то не открывают, как правило. Поэтому от глазка надо в сторону куда-нибудь встать. И вот они открывают, и ты говоришь: «Книги распространяем, можно к вам?». Лучше зайти в квартиру, потому что, как правило, за дверью не берут. Заходишь и в квартире начинаешь рассказывать. В квартире не так, как на улице, по-другому приходится действовать. Надо познакомиться с человеком, зайти в квартиру, с ним поговорить  — тогда люди берут книги. А на пороге редко берут. Такая вот санкиртана.

 

— Какие-то плюсы есть?

— С человеком можно установить личный контакт. Если он заинтересуется, то можно в гости к нему ходить и проповедовать: ты знаешь его адрес и можешь вдохновлять его идти по этому пути дальше.

У меня было несколько случаев, когда я распространял по квартирам и люди становились преданными — до сих пор практикуют. Однажды мне открыли дверь три парня. Мы проговорили с ними всю ночь, прасад готовили (они пошли в магазин и купили что надо). Всю ночь мне вопросы задавали. Я ещё тогда с женой жил. Я пришел под утро домой и мне надо было на работу идти. И как-то Кришна устроил, что все было хорошо. И вторую ночь у меня так же получилось — то есть прямо в квартире нама-хатту можно устроить. Это плюс огромнейший.

В больших городах это тяжело культивировать, а в маленьких городах получается. По квартирам ходишь, знакомишься, чётки показываешь, всё объясняешь.

 

— Люди, наверное, легче всё воспринимают, потому что расслабленные?

— Да, если расположить к себе человека и заручиться доверием.

 

— А как по количеству книг?

— Книг берут меньше, чем на улице.

 

— Один человек может много книг взять?

— Да, он может больше взять,  даже может комплект взять.

 

— И деньги всегда есть, раз дома находится?

— Да, зачастую есть. Потом ты с человеком знакомишься и можно ему больше книг носить. Он может заказывать книги, может комплект заказать.

А так, в сам день распространения немного книг уходит, потому что много времени тратится на все переходы от квартиры до квартиры. На улице быстрее распространяется. Если в хорошем режиме распространять, то обычно за час 10 книг уходят. А в квартирах за час очень трудно 10 книг распространить: пока стучишься, пока звонишь — на всё это время уходит.

 

— Это больше эффективно для маленьких городов, да?

— Да.

 

— Потому что мало народу на улице?

— Да, там мало людей. И это ещё один плюс санкиртаны по квартирам. Есть люди, с которыми ты на улице не встречаешься. Например, они на машине или на электричке на работу ездят. В квартире их можно застать.

 

— Вечером можно прийти, когда они с работы вернулись?

— Да. Ты их не видишь на улице, потому что они с утра до вечера работают. Можно таким образом весь город охватить: кого-то на улице застать, а кого-то дома. Но сейчас будет сложно распространять так.

 

— Какие-то истории интересные были на санкиртане?

— Всегда разные истории есть. У Даявана прабху вообще сумасшедшие истории: то кто-то с топором нападает, то ещё что. У меня тоже куча историй. Но на квартирах историй больше. Я не знаю почему, может быть, из-за предания. Там постоянно историй по 10 каких-то из ряда вон выходящих. То с пистолетом тебе кто-нибудь встретится, то с собакой, которая кусает. Там ты на полном предании распространяешь.

 

— Это более личностная санкиртана?

— Да, она более личностная. Там по-другому нельзя, просто работать не будет. Трудно не быть личностным, потому что тебе открывает человек, и ты перед ним стоишь, что-то говоришь. На улице-то они все бегут, ты останавливаешь и говоришь, мантру прочитал. А в квартирах распространение на мантрах не работает. Надо к каждому человеку по-особому подходить. Если он заинтересовался, то ты сидишь с ним и рассказываешь что-то, знакомишься. А на улице люди быстро хотят убежать.

 

— Даже если берут, то убегают?

— Да. Здесь плюс в том, что квартиру уже знаешь, поэтому можешь снова прийти туда, уже без звонка, если хорошие отношения.

 

Прасад, наверно, надо с собой брать?

— Да, я как раз прасадом всех и закормил. Когда по второму, по третьему разу приходил, всегда прасад брал с собой. И они все лопают с огромным удовольствием. Преданными становятся.

По деревням когда ездишь, так вообще рапространение по домам и квартирам — единственный способ, потому что никого нет на улице. А в дом очень легко зайти. Людям неважно, что ты там принёс. Просто заходи, да и всё. Там нет ни замков, на засовов — ничего. Единственное — собака может быть. Если через собаку пройдешь, то проблем нет. Как правило, в деревнях берут книги, если деньги есть — даже если им не надо. Просто к ним никто не ходит, ничего не носит. А тут принесли книги, поговорили, посмеялись, пошутили. Они из-за этого берут.

Мы ездили с Акшаянандой прабху в деревню. Несколько раз приезжали. Ехали куда-то и останавливались в деревне. Он шел с харинамой, а я книжки распространял. Все люди  открывали нам. Про Харе Кришна некоторые знали и не очень относились. Но таких всего пара было. Остальные все жертвовали. Помню, кто-то пожертвовал нам бутылку вина, варенье, сахар. Там такие открытые люди. По крайней мере, они агьята-сукрити копят, когда такие вещи делают, ведь они от себя оторвали самое ценное. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур принимал и сигареты как пожертвование. Что самое ценное для человека, то он и отдает. Это ягья, и Кришна всё учитывает.

В этом плане поквартирная санкиртана хороша. Можно личностный контакт установить, культивировать людей двигаться дальше: сначала они получают агьята-сукрити, а потом видят преданных с харинамы, и они совсем по-другому реагируют.

Эффективность разная. Даяван прабху рассказывал, как он распространял с Авирхотрой прабху. Пока Даяван прабху весь дом обходил, Авирхотра прабху обходил пол-этажа: разговаривал с людьми, как правило, все у него брали книги. Но не сильно много брали. У Даявана прабху больше брали книг за это время, потому что он больше обходил квартир. А Авирхотра прабху более личностно делал: рассказывал, разговаривал с людьми. Как правило, с кем он разговаривал, они сразу же комплект брали. То есть если хорошо с человеком поговорить, правильно настроить, то он может сразу много книг взять.

Минус в том, что сейчас это не работает. В Москве точно не работает. И в других больших городах. Потому что домофоны везде. Но домофон — не большая проблема. Иногда через множество дверей надо проходить. Единственное, что надоедает — фраза «кто там?». Надо было все время что-то придумывать, какие-то уловки, а это не всегда получалось, потому что разные люди были. Также проблема в том, что человека не видишь, не знаешь, кто перед тобой, кто дверь откроет: фанатик, полицейский или ещё кто-нибудь. Разные люди встречались: сумасшедшие, голая девушка и другие. Кто-то еще и полицию может вызвать.

А на улице ты уже видишь человека. Что-то спрашиваешь у него. Если он себя агрессивно ведёт, то можно отойти. В квартирах не уйдёшь никуда, человек перед тобой стоит и надо что-то делать.

Мы в Ханты-Мансийск ездили и решили устроить санкиртану по квартирам. У Валлабха Чайтаньи прабху много книг брали. Он хорошо распространял. Почти в каждой квартире у него брали. У меня как-то не шло вообще.  Я привык на улице распространять. На улице мне больше нравится.