Прабхупада рисковал жизнью ради проповеди! (Интервью с Брахманандой д.)

Прабхупада рисковал жизнью ради проповеди! (Интервью с Брахманандой д.)

— Мне хотелось бы подчеркнуть, что Шрила Прабхупада всегда находился в настроении санкиртаны. Свои первые издания он распространял по чайным лавкам в Дели: подсаживался к людям и предлагал тогда еще небольшие газетки «Назад к Богу» или протягивал их прохожим. После выхода «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада взялся за книжные магазины и библиотеки.

В Дели был один книжный магазин, «Атмарама и сыновья», в котором продавались разные версии «Бхагаватам». Туда сдавал свои книги и Прабхупада.

Книги распространялись с трудом. Мало кто из индусов в то время интересовался духовным знанием. В Индии под видом пропаганды равенства религий широко распространился атеизм. В школах перестали преподавать «Бхагавад-гиту», и индусы не питали былого интереса к своей культуре. Прабхупада пишет в своем дневнике, что, ожидая в Бомбее билет на корабль до Америки, он отправился в местную библиотеку религиозной литературы. Но даже там у него не взяли «Шримад-Бхагаватам». Конечно, Шриле Прабхупаде было больно видеть свою страну в таком состоянии.

brahmananda

Получив билет и устроившись на «Джаладуте», Прабхупада сразу же начал свою первую санкиртану за пределами Индии. На борту корабля он распространил комплект «Бхагаватам» капитану Аруну Пандие за 20 долларов. По тем временам это были большие деньги. В 1965 году литр бензина стоил 25 центов. Обычно мы говорим, что Прабхупада отправился в Америку совсем без денег и что у него было всего лишь 40 рупий, которые к тому же не были конвертируемой валютой. Но это не так. У Прабхупады были вырученные на санкиртане 20 долларов. Таким образом, с самого начала Прабхупада заметил универсальность распространения книг. Арифметика простая — мы проповедуем, распространяя книги (духовное знание), а заодно получаем деньги. Позже капитан корабля Арун Пандия часто приходил на нью-йоркские лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите». Примечательно, что он стал первым человеком, купившим комплект книг Прабхупады.

В Нью-Йорке, живя в студии доктора Мишры, Шрила Прабхупада не только давал лекции, но и распространял книги. Он ходил по незнакомому городу и сдавал в книжные магазины на реализацию комплекты «Шримад-Бхагаватам». Чтобы расположить владельцев магазинов, он угощал их прасадом. Позже, когда я присоединился к Прабхупаде, со мной на санкиртане произошел интересный случай. В одном книжном магазине хозяин, увидев на книге фотографию Прабхупады, вспомнил его. Он с воодушевлением рассказал, что хорошо помнит этого джентльмена: он приносил ему что-то треугольное с жареными овощами внутри (это была самоса). Он не забыл Прабхупаду и был очень благодарен ему — а потому купил у меня книги.

Таким образом, Шрила Прабхупада не только первым в нашем Движении стал распространять книги, но и открыл разные методы санкиртаны.

 

— Кто же был вторым распространителем?

— Это был мой брат Шриман Гаргамуни прабху. В 1967 году он начал печатать журнал «Назад к Богу» на станке, который купил Прабхупада. Он же переплетал и готовые журналы.

В Нью-Йорке есть район, который называется Гармент. Тогда он славился многочисленными ателье и магазинами одежды. Продавцы там использовали большие тележки с перекладинами: они вешали на них одежду и кочевали с места на место. Тележки хранились прямо на улице, рядом с магазинами. Однажды ночью Шриман Гаргамуни отправился туда и вернулся с одной из таких тележек в храм. Он ее явно не купил, поскольку денег тогда у нас совсем не было. Мы назвали это «освобождением тележки». Теория освобождения означает: я беру что-то и использую в служении Кришне. Он взял эту тележку на 34-й улице, а храм был на 1-й улице, то есть он катил ее 34 квартала — почти половину Нью-Йорка.

Гаргамуни покрасил тележку, украсил фотографиями и нагрузил журналами «Назад к Богу». Он катал ее рядом с храмом в районе Нижнего Ист-Сайда, где прогуливалось много молодежи. Журналы уходили хорошо. Прабхупаде, конечно, это очень понравилось, и он назвал эту тележку «тележкой Кришны». Это был первый ученик Прабхупады, начавший распространять нашу литературу.

 

— А кто был первым издателем и распространителем больших книг Его Божественной Милости?

— Я. Первой вышла книга «Учение Господа Чайтаньи». Я напечатал его на собственные сбережения в Японии у одного из самых крупных издателей в мире — компании «Дай Ниппон». Потом мы издали «Бхагавад-гиту как она есть» в издательстве «Макмиллан». Таким образом, в 1968 году у нас уже было два издания.

Я спросил Прабхупаду, как их распространять. Он посоветовал мне пройтись по книжным магазинам. Шёл 1968 год, и когда я, выполняя указание Прабхупады, стал обходить книжные магазины, продавцы нередко вспоминали, как в 1965 году к ним заходил пожилой индус и угощал их чем-то удивительным. Они с удовольствием брали написанные им книги. Вы, наверное, знаете историю о то, как преданные, не имея денег, обменяли книгу на бензин. Именно тогда мы поняли, что можем и сами распространять книги — без помощи книжных магазинов.

Шрила Прабхупада и Брахмананда Свами

Незадолго до этого, в 1970 г., я отправился в Японию издавать книгу «Кришна». Получив в типографии первую коробку книг, я, счастливый, полетел в Америку на Ратха-ятру, где собирался поднести книги Шриле Прабхупаде. Сидя в кресле самолета, я открыл коробку и увидел первую книгу с цветными фотографиями. В предшествующих изданиях — «Бхагавад-гите» и «Учении Господа Чайтаньи» — еще не было иллюстраций. Это были произведения искусства, которые Прабхупада назвал «окнами в духовный мир». Рядом со мной сидел какой-то бизнесмен из Америки. Увидев книги, он заинтересовался, и в результате я продал ему первый экземпляр за 10 долларов. Вернувшись, я преподнес книги Прабхупаде. Они были очень красивые, в серебряной обложке, большие — какими хотел их видеть Шрила Прабхупада. Он был счастлив. Я поставил перед ним коробку с 20 книгами, а он спросил: «Это все, что есть?» Я сказал, что продал одну книгу в самолете. Прабхупада широко улыбнулся и ответил: «Очень хорошо! Остальные 19 экземпляров должны распространиться на Ратха-ятре». Удивительно, что Прабхупада ни одного экземпляра не оставил себе.

Когда началось широкое распространение книг, я уже принял санньясу и отправился в Африку. Санкиртана в Африке была делом непростым. Иногда мне приходилось покидать город и обходить небольшие селения. Люди там, конечно, были неграмотные. Понятно, что я не мог предложить им книги обычным методом. Что же я делал? Приезжая в деревню, я садился в позу со скрещенными ногами. Африканцы никогда так не сидят — они всегда вытягивают ноги перед собой. У меня были книги — «Бхагавад-гита» и «Совершенство йоги». Я говорил им, что это — духовные книги и что просто храня их с почтением у себя дома можно получить благо. «Купите их и положите себе под подушку, а когда ночью будете спать, знание из книг проникнет в ваши головы». Люди вдохновлялись таким методом получения знания и покупали у меня книги. Таким образом, мы можем распространять сознание Кришны где угодно, в любых обстоятельствах.

Еще мне хотелось бы напомнить, что Прабхупада проповедовал даже без храмов — просто сидя под деревом в парке. Сейчас наше Движение изменилось. У нас есть большие храмы, и в них приходит много людей. Но нужно помнить, что чистая проповедь — это когда вы идете к людям и проповедуете. Поэтому распространение книг — это истинная проповедь.

В Америке сейчас распространяется меньше книг, потому что мы не ходим, как раньше, по от человека к человеку. Мы просто встречаем людей, которые приходят в храмы. Но раньше мы каждый день проводили харинамы и распространяли много журналов и книг.

Мы должны понимать, что получили милость Кришны благодаря проповедническому духу Шрилы Прабхупады. Преданный должен испытывать благодарность: «Прабхупада спас меня при помощи проповеди. Теперь, на благо других, я должен продолжать начатую им проповедь». Прабхупада говорил: «Кого бы вы ни встретили, всегда оставляйте им какой-то текст — книгу или записанную на клочке бумаги маха-мантру». Конечно, мы можем проповедовать, говоря людям: «Вы — не тело, а Кришна — Верховная Личность Бога!» Но важно, чтобы человек мог забрать что-то с собой. Только тогда это будет полноценной проповедью.

Прабхупада говорил: «Для меня выход в свет новой книги — как завоевание очередной империи». Он радовался, а вместе с ним радовались и мы. В те времена почти каждый месяц выходила новая книга, и мы сразу начинали ее читать. И сейчас преданным надо прочитывать минимум одну книгу в месяц. Это даст много энтузиазма. А ведь энтузиазм — это самая важная вещь в духовной жизни. Если вы просто сидите в храме, а люди приходят и дают вам пожертвования — это не проповедь. Прабхупада говорил, что так поступали его духовные братья из Гаудия-матха. Они просто показывали Божества и собирали деньги. Это не подходит для нашего Движения. Прабхупада рисковал жизнью ради проповеди, и мы должны следовать его примеру.

Материал подготовил Радхика Раман дас

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.